Московский драматический театр на Перовской завершил свои гастроли постановкой по пьесе Стриндберга «Фрекен Жюли» Аншлаги в областном Театре кукол столичная труппа собирала на постановках классических, Лермонтове и Островском. И это закономерно, поскольку в театральном городе на классику делают большие ставки. Не очень охотно, увы, местный зритель идет на постановки экспериментального характера. И все же редкий спектакль «Фрекен Жюли» нужно увидеть хотя бы однажды.
Правильнее будет сказать - его нужно пережить. Эта постановка действительно повергает в шок и остается в памяти надолго. Она не из тех, что хочется смотреть еще и еще, что отнюдь не умаляет ее достоинств. Просто достаточно одного раза.Действие происходит в конце ХIХ века, когда нравы еще не позволяют женщине вести свободную жизнь, не находясь во власти мужчины. Мы узнаем только об одной ночи из жизни главной героини - последней. Фрекен Жюли - дочь графа, оставшись в Иванову ночь (обрядовый праздник Ивана Купалы) в доме со слугами, оказывается соблазненной лакеем отца Жаном. Изрядно напившись после расстроенной помолвки, она испытывает ненависть ко всем мужчинам. И все же, словно на зло, дразнит их своим юным телом в прозрачной белоснежной рубашке. Устоять тут непросто, и Жан, у которого есть невеста среди девушек его круга, соглашается на ласки Жюли. Но именно в этот момент она отвергает его. Начинается беспощадная и местами жестокая игра, в которой стираются разумные грани, доходит до рукоприкладства и оскорбительных обзываний. В итоге Жан все же лишает девушку чести, предлагая все это сохранить в тайне или же сбежать на ее средства. Жюли в порыве страсти готова на все. После она приходит в себя, но уже поздно. Жан поступает подло, пытаясь скрыть произошедшее.
В своих истерических метаниях Жюли теряет власть над собой, бросаясь в ноги лакею и кухарке, на которой он хотел жениться. Стирая сословные грани, обесчещенная, главная героиня сама падает так низко, что, кажется, не в силах перенести этот позор.
Автор пьесы Стриндберг не видит иного выхода для своей героини, кроме ее смерти. В финале пьесы она заканчивает жизнь самоубийством. Тогда как режиссер драмтеатра на Перовской не в силах, кажется, распрощаться с попавшей в западню собственных чувств и желаний Жюли. Руками лакея Жана он лишь убивает ее чижика, что сидит в клетке. Но эта гибель живого существа, дорогого сердцу Жюли, говорит о многом. Что-то важное внутри нее тоже мечется в клетке и обречено на гибель. Впрочем, финал остается открытым. Зритель в своих домыслах может сам вершить дальнейшую судьбу героини.
Скажете, банальная история флирта слуги и дочери хозяина? Пожалуй. Но все это подано со вкусом. Эта история заставляет задуматься о том, насколько каждая молодая девушка готова к жизни, к ее многочисленным соблазнам, в частности в лице мужчин. О том, что это случилось не вчера, свидетельствуют лишь декорации и костюмы героев. А в целом эта история на все времена.
В чем особый колорит именно постановки столичной труппы драмтеатра на Перовской - в ее бесстыдстве и откровенности, в глубине затронутых в монологах и диалогах проблем. И даже в том, что многое не сказано. Поэтому спектакль будет еще долго жить на сцене. А еще потому, что эта трагедия, написанная шведским драматургом, пережита русской душой.
«Фрекен Жюли» - спектакль рваный. Игра актеров схожа с судьбой канатоходца, который за несколько минут проживает многое, рискуя жизнью. И лишь в самом конце, если не случилось несчастья, он срывает овации.
После финальной точки владимирский зритель выдержал паузу. После чего раздались громкие аплодисменты.