22 декабря 2010 в 02:52

Сохранить для потомков

Противозаконные действия в отношении объектов культурного наследия не остаются безнаказанными Количество правонарушений, совершенных в отношении объектов культурного наследия Владимирской области, возрастает год от года. Сохранить памятники истории и культуры возможно, но для этого необходимо объединить усилия органов государственной власти и муниципальных образований, а также ужесточить контроль и ответственность за нарушение законодательства в сфере культурного наследия.  
На территории Владимирской области расположены 3713 объектов культурного наследия, которые находятся под охраной государства. Из общего количества памятников 335 являются памятниками истории и культуры федерального значения, 2123 ‑ регионального, 200 ‑ муниципального, 1055 ‑ выявленные объекты культурного наследия.
Полномочия по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия регионального значения и в объеме переданных полномочий Российской Федерации федерального значения, а также в отношении выявленных объектов культурного наследия осуществляет Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области.
За одиннадцать месяцев 2010 года Государственной инспекцией проделана значительная работа по выявлению и предотвращению правонарушений, совершенных в отношении объектов культурного наследия. За указанный период на территории Владимирской области выявлено 222 правонарушения действующего законодательства по охране культурного наследия, большая часть которых приходится на областной центр ‑ 64 правонарушения (29%), на Суздальский район ‑ 42 (19%), г. Гусь-Хрустальный ‑ 34 (15,3%) и г. Муром ‑ 26 правонарушений (11,7%). К сожалению, статистика свидетельствует о том, что количество случаев нарушения законодательства в сфере культурного наследия год от года неуклонно возрастает (за 2009 г. ‑ 176, 2008 г. ‑ 134).
Основными правонарушениями по-прежнему остаются такие как: несогласованное с инспекцией размещение рекламной продукции на объектах культурного наследия ‑ 69 (в г. Владимире ‑ 44), проведение на объектах культурного наследия строительных и иных работ без согласования с инспекцией проектно-сметной документации ‑ 35 (в г. Владимире ‑ 4), нарушение порядка проведения работ по сохранению объектов культурного наследия ‑ 22 (г. Владимир ‑ 3), уничтожение культурного слоя (объекта археологического наследия) в результате несогласованного с инспекцией проведения земляных и иных работ ‑ 4 и др.
За указанный период выдано 193 предписания (г. Владимир ‑ 58) об устранении последствий нарушений законодательства по охране культурного наследия (2008 г. ‑ 116, 2009 г. ‑ 145), составлено 58 (г. Владимир ‑ 10) протоколов об административных правонарушениях на объектах культурного наследия (2008 г. ‑ 51, 2009 г. ‑ 54), передано документов в суд и прокуратуру ‑ 4 (г. Владимир ‑ 3). В текущем году к административной ответственности привлечено 52 лица (г. Владимир ‑ 7), что в два раза превышает показатели предыдущих лет (2008 г. ‑ 24, 2009 г. ‑ 28).
Государственная инспекция обращает внимание физических и юридических лиц, в собственности или пользовании которых находятся памятники истории и культуры, что правонарушения, совершенные в отношении объектов культурного наследия, не остаются безнаказанными. Ярким примером привлечения к ответственности за причинение ущерба объекту культурного наследия является дело, возбужденное по иску Государственной инспекции к правонарушителю, уничтожившему участок площадью 421 кв. м объекта археологического наследия «Культурный слой, валы, рвы
г. Суздаля, X-XIII, XIV-XVII вв.» (г. Суздаль, Красная площадь, д. 10). Государственная инспекция неоднократно информировала о ходе данного судебного разбирательства, длившегося более года в Бабушкинском районном суде (г. Москва). В феврале 2010 года Бабушкинский районный суд г. Москвы вынес решение в соответствии со ст. 1064 ГК РФ о возмещении правонарушителем материального ущерба, причиненного объекту археологического наследия, в пользу Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области. В ноябре текущего года правонарушителем возмещен материальный ущерб в размере 1 млн 825 тыс. 569 рублей 98 копеек. Эта сумма уже поступила в областной бюджет. Всего за 2010 год сумма возмещенного материального ущерба составила 4 млн 43 тыс. руб.
Сохранение культурного наследия Владимирской области возможно только в тесном взаимодействии органов государственной власти, муниципальных образований, жителей области.
Федеральное законодательство предусматривает широкое участие органов местного самоуправления в вопросах сохранения культурного наследия. В соответствии с федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения муниципального образования, а также сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения. К их компетенции относится разработка, актуализация документов градостроительного зонирования и документации по планировке территории города, в том числе: правил землепользования и застройки, проектов планировки территорий, проектов межевания территорий, градостроительных планов земельных участков. Кроме того, они осуществляют в установленном порядке подготовку и выдачу актов о выборе земельных участков. В соответствии с постановлением губернатора области от 04.12.2006 № 833 «О Порядке выдачи задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Владимирской области, а также согласования проектной документации на проведение указанных работ» органы местного самоуправления обеспечивают согласование с Государственной инспекцией актов о выборе земельных участков, решений о предоставлении земельных участков для строительства и градостроительных планов земельных участков, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия или в границах достопримечательного места, до их утверждения.
Однако при выдаче разрешений на строительство, градостроительных планов земельных участков и выделении земельных участков на территории г. Владимира не учитываются особые требования к использованию объектов культурного наследия и их территорий, а именно: не согласовываются с Государственной инспекцией решения о выделении земельных участков; при заключении договоров аренды земельных участков, расположенных в границах территории памятников археологии, не запрашиваются проекты охранных обязательств ‑ которые являются обязательным условием договоров аренды таких земельных участков; не согласовываются работы на территории объектов культурного наследия, в том числе работы по благоустройству территории. В настоящее время приостановлены земляные, строительные работы в границах территории объекта культурного наследия «Здание духовной консистории, XIX в.» (г. Владимир, ул. Б. Московская, д. 51), которые проводятся по заказу ЖКХ г. Владимира подрядной организацией ООО «Стройторг» без согласования проектной документации с Государственной инспекцией.
Вместо того чтобы предотвращать правонарушения в отношении объектов культурного наследия, органы местного самоуправления зачастую сами провоцируют нарушения при осуществлении градостроительной деятельности застройщиками. Так, при выдаче исходно-разрешительной документации для строительства многоквартирных жилых домов на ул. Дзержинского, ул. Ново-Гончарной в г. Владимире органами местного самоуправления г. Владимира не обеспечено согласование вышеуказанной документации с государственным органом по охране объектов культурного наследия. В результате в зоне регулирования застройки областного центра грубо нарушены градостроительные регламенты данной зоны.
В настоящее время активно застраивается многоквартирными жилыми домами (9-10 этажей) территория, ограниченная улицами Мира, Горького, Сакко и Ванцетти (микрорайон «Лыбедь»). Ограничения, установленные Проектом охранных зон памятников истории и культуры и зон регулирования застройки города Владимира, охраны прилегающего ландшафта и зон культурного слоя» № 126/22 от 08.12.1979, предусматривают ведение нового строительства в зоне регулирования застройки высотой до 10 метров (проектом зон охраны достопримечательного места «Исторический центр г. Владимира» ‑ до 15 м). В результате строительства нарушено визуальное восприятие объектов культурного наследия в их историко-градостроительной и природной среде исторического центра г. Владимира.
Данные факты являются серьезными нарушениями федерального законодательства, и в случае выявления подобных случаев Государственная инспекция обязана обратиться в органы надзора за соблюдением законодательства.
В целях реализации федерального закона и предотвращения указанных нарушений в сфере культурного наследия, а также в сфере градостроительной деятельности Государственная инспекция организует разработку и утверждение зон охраны объектов культурного наследия, предметов охраны памятников истории и культуры, режимов содержания и границ их территории.
Кроме того, по инициативе Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрацией области разработан проект постановления губернатора области «Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон». 22 ноября 2010 г. на заседании коллегии администрации Владимирской области проект был рассмотрен и одобрен. С утверждением данного проекта будет ужесточен контроль не только за сохранением объектов культурного наследия, расположенных в границах достопримечательного места, но и за использованием самой территории города Владимира в границах исторического центра, а также в его зонах охраны.
Государственная инспекция напоминает, что соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности, так же как и согласование проектной документации при проведении строительных и иных работ на объектах культурного наследия.
Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, влечет наложение административных штрафов. За нарушение требований действующего законодательства должностные, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность. Для сохранения уникального образа исторических городов, гармоничного сочетания живописного природного ландшафта, памятников градостроительства и архитектуры необходимо неукоснительно соблюдать введенные ограничительные меры по использованию памятников истории и культуры.
Подробную информацию об объектах культурного наследия Владимирской области можно получить на официальном сайте Государственной инспекции по адресу: www.giookn.avo.ru.


Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
вчера в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…