13 января 2011 в 00:20

Запорожские казаки и их письмо «шайтану турецкому»

Со школьной скамьи знаю историческую картину художника-живописца Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1896 год, Русский музей). На ней ‑ свободолюбивые и отважные казаки, мужественно отстаивающие свои интересы. Они замерли в комических позах всеобщего веселья, а писарь по их подсказке сочиняет письмо турецкому султану.  
Мои однокашники той далекой поры, эрудированные лучше меня, убеждали, что казаки в письме дали волю своей натуре и крыли «турка» самыми последними площадными словами. Я верил друзьям на слово, хотя таинственное письмо никто из нас не видел и не читал, оно было легендой, спрятанной за семью печатями. Но вообразить его содержание было возможно. Для этого требовалось еще раз внимательно посмотреть на картину «Запорожцы…», на образы казаков, застывших в комических позах повального оживления.
Наконец, в 80-х годах прошлого столетия в моих руках оказалась книга «Памятники литературы Древней Руси: ХVII век», а в ней - переписка турецкого султана и казаков. Но прежде чем привести текст их писем, познакомимся хотя бы кратко с легендарными казаками. Жили они за Днепровскими порогами своеобразной «республикой», во главе их стоял атаман. Казаки защищали южные границы и постоянно вели борьбу с султанской Турцией и крымским ханом. В начале ХVII века казаки задали туркам великую «баню» - совершили крупные и успешные походы на их землю, вплоть до Стамбула и Синопа. В конце 1663 года султан Османской империи Мохаммед IV вынужденно обратился к казакам Запорожской Сечи с пафосным письмом. Возмущенный их набегами на его владения султан писал:
«Писано… июля в
7 день 1678-го.
Я, султан сын султана турецкого, цесарь турецкий и греческий, македонский, вавилонский,
иерусалимский, паша ассирийский, Великого и Малого Египта, король александрийский, армянский и всех на свете обитающих князей, внук Божий, храбрый воин, недруг христианский, хранитель распятого бога, господарь великий, наследник на земле, надежда и утешение бусурманское, а христианам скорбь и падение.
Повелеваю вам, чтобы все добровольно поддались нам со всеми людьми».
В скромности султану не откажешь, особенно тогда, когда он утверждает, что является «недругом христиан» и угрожает казакам «скорбью и падением».
Письмо «недруга христианского» не напугало казаков, оно развеселило их.
Илья Репин на момент, когда писал картину о запорожцах, предполагается, знал содержание письма. Запорожская вольница им запечатлена столь реалистично, почти как в жизни, как будто видишь наяву казаков, высказывающих в адрес ненавистного турецкого супостата «красное» словечко. Они хохочут от души над каждым написанным словом. Впечатление такое, что у них будто бы усы смеются. Равнодушных среди казаков нет, лишь писарь сосредоточен. Он прилежно скрипит пером, старается не пропустить ни единого ядреного словечка, успеть положить на бумагу слово в слово. Он озорно усмехается, особенно тогда, когда слышит выражения типа «свиняча морда».
Пора и нам прочитать ответ казаков иноземному правителю (есть несколько вариантов этого письма, мною выбрано письмо, послужившее И.Е.Репину темой для картины «Запорожцы…»; оно опубликовано в 1894 году). Итак, перед вами подлинный исторический документ:
«Запоржские казаки турецкому султану.
Ты шайтан турецкий, проклятого брата черт и приятель самого люцеперя секретарь. Какой ты в черта лыцарь? Черт выкидае, а твое войско пожирае. Не будешь ты годен сынив христианских под собою иметь, твоего войска мы не боимся, землею и водою будем биться с тобою. Вавилонский ты кухарь, македонский ты колесник, иерусалимский броварник, александрийский козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, армянский свинья, татарский сагайдак. Каменецкий кат, Подолянский злодиюка, самого гаспида внук и всего света и подсвета блазень, и нашего Бога дурень, свиняча морда, кобиляча срака, ризныцка собака, некрещеный лоб, чтоб тебя взял черт! Вот так казаки тебе высказали, плюгавче! Невгоден еси матери вирных христиан!
Числа не знаем, бо календаря не маем, месяц у неба, год у князя, а день такой у нас, как и у вас, поцелуй за то ось-куды нас!».
Еще раз пристально вглядимся в лица казаков, постараемся, используя русско-украинский словарь, представить, кто из них мог сказать следующие слова: «люцеперь» ‑ дьявол, «лыцарь» ‑ рыцарь, «выкидае» ‑ опорожнить желудок, «кухарь» - повор, «колесник» ‑ болтун, «броварник» ‑ пивовар, «козолуп» ‑ козел, «сагайдак» ‑ степное животное, «кат» ‑ палач, «злодиюка» ‑ злодеище, «гаспид» ‑ змея, «блазень» ‑ глупец, «срака» ‑ задняя часть тела, «ризныцка» ‑ кусачая, «плюгавче» ‑ поганец, «ось-куды» ‑ куда знаешь.
Не знаю, на ком из героев остановили вы свой взгляд, я же признаюсь откровенно: мне импонирует, что запорожские казаки оставались всю жизнь свободными.
Так была развеяна школьная легенда о запорожских казаках, которые будто бы крыли турецкого султана по матушке почем зря, будто бы семиэтажным матом, а на самом деле они выражались простонародным языком, шутливо, иронически, грубовато.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:41 Суздальский аквапарк возобновляет свою работу
На официальном сайте «ГТК Суздаль» появилась информация о том, что 15 декабря аквапарк возобновляет работу после пожара. У надзорных органов запрета на работу комплекса нет, говорится в сообщении.
сегодня в 12:54 Владимирцам рассказали в «Россельхозцентре», для чего применяют гуматы
В современных хозяйствах различные органические удобрения и регуляторы роста становятся все более востребованными средствами для повышения урожайности растений и устойчивости к болезням. Эффективность их зависит от многи…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.