"Общество", рожденное на обломках культуры «Память - свойство души хранить, помнить сознание о былом». Владимир Даль. Человек помнит о прожитом в меру свойств своей души. В свою очередь каждый является и носителем «исторической памяти народа» о своей земле: памяти о том, что вложено в его сознание родителями, учителями, книгами, средствами массовой информации, музейными экспозициями, мемориалами… Почему мы порой однобоко и так по-разному «знаем» историю своего края, так по-разному воспринимаем сегодняшний день и как следствие по-разному представляем себе наше будущее?
Три источника владимирского «краеНЕведения» Первые три публикации нашего проекта можно назвать введением. Они были посвящены некоторым источникам дезинформации школьников и взрослого населения о прошлом и настоящем нашего края: дезинформации как ненамеренной, так и сознательной.
Это книги, как правило, столичных авторов, имеющих посредственное представление о провинции. Таковой, например, оказалась книга москвички В.Г.Глушковой «Земля Владимирская», вышедшая в 2010 году в серии «Исторический путеводитель».
Вторым источником «краеНЕведения» мы представили сборники статей местных краеведов. Статьи, как правило, не редактируются или плохо редактируются, отсюда и «сборная солянка»: серьезный научный материал соседствует с заблуждениями дилетантов, а аргументированные гипотезы специалистов с «озарениями» абсолютно некомпетентных людей.
Третий источник - официальные материалы городской администрации: генеральный план Владимира, заявления пресс-службы, выступления некомпетентных (или нечестных?), по нашему мнению, чиновников.
Судя по отзывам читателей, вводная часть проекта оказалась для них весьма убедительной, и это не удивительно: все приводимые доводы мы сопровождали наиболее яркими примерами «краеНЕведения», цитируя «первоисточники».
КАК РОДИЛСЯ НАШ ПРОЕКТ
Напомним читателям, что поводом начать проект послужили три на первый взгляд незначительных, но определенным образом связанных друг с другом момента: не произойди хотя бы один из них, может быть, и идея проекта не родилась.
Первый: «В этом поселке «Молодежный», когда молодежь жила, - они, в принципе, мало работали, им не платили зарплату, из-за этого царила атмосфера пьянства, хулиганства, разбоев, карточная игра процветала…» - бойко с экрана телевизора охарактеризовал тыловую и послевоенную молодежь, которая в голодное время работала на тракторном заводе, член одной из команд - победителей (!) XI Городского краеведческого конкурса «Знай и люби родной Владимир».
Второй: со страницы газеты «Призыв» смотрит улыбающийся председатель недавно созданного городского краеведческого общества (он же – председатель жюри XI Городского конкурса). Перед председателем обращенная яркой обложкой к читателям вышеупомянутая книга В.Г.Глушковой «Земля Владимирская» - вопиющий пример краеНЕведения!
Третий: в СМИ публикуются 5 вопросов первого тура очередного XII Городского краеведческого конкурса «Знай и люби родной Владимир» - абсурд, который мог родиться только в головах краеНЕведов, которым уже нечего сказать жителям города.
Итак, мы приступаем к основной части проекта, который также будет состоять из трех частей.
ТРИ БЛОКА ПРОЕКТА
Сначала попытаемся понять, как во Владимире, еще недавно славившемся своими независимыми от мнения чиновников краеведами, могло возникнуть пресловутое «придворное» краеведческое общество. Это трудно укладывается в голове: общество было создано «сверху» - 27.10.2008 г. во исполнение постановления главы города № 3962, а ответственность за его организацию была возложена на начальника управления по связям с общественностью и СМИ Светлану Камынину.
Во второй части мы выскажем свое мнение о том, почему в администрации города самые ответственные посты порой долгие годы занимают некоторые чиновники, неуязвимые для критики не только со стороны журналистов, но и со стороны самых авторитетных специалистов (архитекторов, реставраторов, музейных работников). Почему так уютно чувствуют себя «придворные» краеведы, помогающие пресс-службе городской администрации не только защищать этих чиновников от справедливой критики, но и непомерно восхвалять их.
В третьей части проекта мы расскажем о неподвластном времени краеведении, которое даже в самые трудные времена служит истине. В частности, мы вспомним лирические повести «Владимирские проселки» и «Капля росы» - краеведческие повести раннего Владимира Солоухина.
Мы смогли найти бесценные эксклюзивные материалы о Солоухине той поры и о более позднем Солоухине, которые еще никогда не были опубликованы.
На обломках культуры
В 1987 году был создан Владимирский фонд культуры: сначала как областное отделение Советского фонда культуры, с распадом СССР – как отделение Российского фонда культуры, а впоследствии - как самостоятельная общественная организация. Душой и неизменным руководителем Владимирского фонда культуры была Ираида Григорьевна Порцевская (чаще ее звали Ириной Григорьевной). Более 350 известных (и менее известных) владимирцев своими инициативами, конкретными делами, постоянным сотрудничеством поддерживали программы и проекты фонда, направленные на то, «чтобы наша память не была однобокой»: «Владимирское краеведение», «Владимирский некрополь», «Владимирская энциклопедия», «Топонимия», «Моя родословная», «Знай и люби родной Владимир», «Клуб старожилов» и другие. Как видим, большинство проектов, проводимых под эгидой Фонда, имели краеведческую направленность, но они были заметным явлением в культурной жизни Владимира, потому что краеведение – полноправная часть нашей культуры. Понятно, что успех проектов (или их неуспех, такое тоже бывало) прежде всего зависел от непосредственных руководителей проектов и их участников.
Однако когда И.Г.Порцевская ушла от активной деятельности, стало понятно ее порой незримое, но незаменимое влияние на особую роль проектов в культурной жизни города. После ее ухода одни проекты источились, другие - поблекли, третьи – и вовсе развалились.
Вот на этих обломках и поблекших «истончениях» и было создано «придворное» краеведческое общество.
Проект «Владимирское краеведение» предусматривал создание областного общества краеведов. Но эта организация… так и не была создана.
Руководителю этого проекта Валентине Титовой общество виделось не организацией, а «общественным движением людей, которые стремятся к самостоятельному изучению истории края (выделено мной. – Авт.), к общению между собой, к объединению вокруг себя людей, увлеченных общим делом».
И вот что она писала спустя десять лет: «…как и тогда, у нас нет единой стройной организации, нет работников на местах… Есть деятельность отдельных краеведов… клубы, кружки - там, где появились энтузиасты… Даже в совет мы выбираем только владимирцев, так как не можем оплатить вызов на заседания представителей из районов… Областная библиотека им. М.Горького, которая сейчас единственная из всех учреждений, профессионально занимающихся краеведением, поддерживает наше общество…».
То есть в силу субъективных факторов (то, каким виделось общество ее организатору) и объективных причин (отсутствие средств) организация не была создана.
Обратите внимание и на то, что к краеведению В.И.Титова относит не всестороннее изучение края, с точки зрения его географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей, а лишь «изучение его истории».
Тысячи краеведов, большинство из которых даже не подозревали, что они являются «участниками какого-то движения», а тем более «членами областного общества», были «объединены» лишь тем, что около ста из них (в основном владимирцев) ежегодно приглашались на конференцию, на которой заслушивалось 30-50 сообщений. Материалы конференции публиковались в упомянутых выше сборниках.
Существующий сегодня Союз краеведов Владимирской области, возглавляемый доктором исторических наук Андреем Тихоновым, – это зарегистрированная краеведческая организация, которую некоторые считают правопреемником прежнего общества - того, которого никогда не существовало. Следовательно, оно не имело прав, которые можно было бы кому-то передать.
«Членов» созданного Союза краеведов (как и «участников» существовавшего краеведческого движения) объединяет ежегодная областная конференция. Но она по своей сути и содержанию больше напоминает научную конференцию некоего исторического факультета некоего вуза. И, наверное, недаром в своем недавнем интервью, опубликованном в газете «Призыв», Андрей Тихонов назвал краеведение… «отраслью исторической науки»!
Областная краеведческая конференция 2008 года, например, уже называлась «научно-краеведческой». В ней приняли участие 8 докторов наук, 20 кандидатов наук, 6 аспирантов и 13 научных сотрудников музеев и других учреждений из 11 регионов России (в основном с докладами по истории края). Вместо областной краеведческой конференции 2009 года была проведена межрегиональная научно-краеведческая конференция, на которой выступали, в основном, доктора и кандидаты. На конференции 2008 года бывший «костяк» владимирского краеведческого движения в количестве нескольких человек докладывал в основном сам себе на одной из секций. В конференции 2009 года «костяк» и вовсе не принял участие, переключившись на городское краеведческое общество, созданное администрацией города.
Время собирать камни
Обломки других проектов Фонда культуры острыми каменьями разбросаны вокруг «придворного» краеведческого общества, охраняя само упокоение его верхушки от непрошенных гостей.
Роковую роль в судьбе Фонда культуры сыграл проект - «Владимирская энциклопедия». Если бы он был реализован иначе или его вообще бы не было, Владимирский фонд культуры существовал бы и сегодня. Не было другого проекта Фонда культуры, мнения о котором были бы столь противоречивыми. Вот, например, выдержки из прессы: «энциклопедия имела тираж в полторы тысячи экземпляров и разошлась довольно быстро. Сегодня ее ищут днем с огнем и готовы за нее предложить любые деньги»; «почему я не захотела купить «Владимирскую энциклопедию»; «на презентации первого тома энциклопедии, наряду с безмерно восторженными отзывами давались и умеренные оценки»; «беспрецедентное издание»; «филькина грамота»; «многолетний труд состоялся»; «гора родила мышь»…
Подробно о «роковом» проекте Фонда – читайте в нашей следующей публикации.
Самым уникальным проектом фонда мог бы стать проект «Владимирский некрополь», если бы однажды на пути его реализации не возникло непреодолимое препятствие. И об этом будет отдельная публикация «ВВ». И здесь на свет будут извлечены события и факты, многие из которых еще никогда и никем не публиковались.
Удивительно, но некоторые краеведы из бывших активистов Фонда культуры считают, что лишь «Топонимия» - «несколько застоялась в последние годы… и этому есть ряд причин, не совсем зависящих от краеведов». Зато, по их мнению, другие программы продолжают успешно развиваться.
В действительности же, отказ краеведов фонда от участия в программе «Топонимия» произошло исключительно по их воле. Кстати, «Топонимия» - эта программа Фонда культуры рухнула первой еще в 2001 году. И об этом будет третья публикация этого блока проекта.
К краеведческому конкурсу «Знай и люби родной Владимир» краеведы Фонда культуры подключились самым неожиданным образом в конце 1997 года. Именно они содействовали тому, чтобы конкурс приобрел статус ежегодного общегородского, и добились этого. Но уже в 2001 году интерес к конкурсу у них угас, а после 2003 года они и вовсе отказались от участия в его организации.
То, что сегодня можно прочитать в газетах об истории конкурса и его сегодняшнем дне в изложении «придворного» краеведческого общества, – это полуправда (а как известно, полуправда – худшая форма лжи). Правда о конкурсе будет рассказана в нашей четвертой публикации.
В пятой, завершающей публикации первой части проекта мы расскажем о том, как, вместо того чтобы «собрать камни», городские чиновники постыдным образом создавали городское краеведческое общество (о чем, кстати, многие краеведы, участвующие в работе этого общества, даже не подозревают).
Следите за нашими публикациями. Проект «ВВ» «Чтобы память не была однобокой» будет выходить по пятницам.