21 января 2011 в 01:51

«За это дело надо браться!»

Фото: В.ЧУЧАДЕЕВА.
 И это не благие намерения, а подкрепленные весомыми обстоятельствами факты - начиная от наличия на территории региона крупных месторождений и заканчивая технологическими заделами, наработанными нашими же местными предприятиями. К тому, чтобы процесс пошел, необходимо добавить, в сущности, один штрих: привлечь инвестиции. Похоже, этот вопрос тоже может быть решен в ближайшее время. Губернатор области провел совещание по данной проблеме с участием широкого круга руководителей.
Что такое торф?
Парадокс, но торф для кого-то - мощный экономический потенциал, дающий весьма солидную прибыль, а для кого-то - чуть ли не зло. Во Владимирской области насчитывается 1005 торфяных месторождений. Крупнейшие запасы сосредоточены в южных районах. Только в Гусь-Хрустальном районе расположены 152 крупных разведанных месторождения. По сути, нет каких-либо серьезных залежей торфа только в Юрьев-Польском районе.
Однако, по выражению губернатора Николая Виноградова, «обладая столь серьезным ресурсом, мы практически его не используем». Что за ресурс? О торфе как топливе, по удельным параметрам уступающему только природному газу, знает любой более или менее образованный человек. О том, что это полезное ископаемое крайне востребовано в сельском хозяйстве - начиная от подстилок для скота и заканчивая удобрением, грунтами и смесями на основе торфа, расскажет любой селянин. Кроме того, торф давно используется как основа лечебных грязей, в косметологии и медицине. И там, где его разработкой занимаются серьезно, эта отрасль давно стала серьезной составляющей экономики...
Что имеем?
Достаточно сказать, что во многих промышленно развитых странах добыча торфа из года в год только возрастает. И лидерами в этом деле считаются финны и прибалты.
У нас все с точностью до наоборот. Из года в год добыча торфа снижается. Нынешний ее уровень - 25 тысяч кубометров в год. При том, что только в сельском хозяйстве требуется до 160 тысяч кубов. А если перевести на торф все имеющиеся в области допотопные мазутные и угольные котельные (работающие, разумеется, на привозном сырье), то при очевидном экономическом эффекте потребность в этом виде топлива составит не менее 200 тысяч тонн в год. «Думаю, что дело это перспективное», - замечает директор областного департамента ЖКХ Виктор Шершнев.
На деле ЖКХ области пока лишь «обкатывает» несколько «пилотных» котельных, работающих на так называемом «местном» топливе. И то - условно местном, коли топливные гранулы (пока - древесные), к примеру, для котельной в селе Небылое возят аж из Перми - выходит пока дешевле.
А пять наших торфоразработчиков, действующих на территории области, находятся или на грани, или уже за гранью банкротства.
Почему так происходит? Ректор бизнес-школы «Синер­гия» Вадим Лобов поясняет: «Единственный способ достичь экономической эффективности - изначально выстраивать кластер». А это - сочетание на одной территории своего рода «трехэтажной» системы: добыча - переработка - использование.
С советских времен базовая инфраструктура по добыче торфа у нас еще сохранилась. В области сейчас работают предприятия, производящие современные котлы и автоматику (достаточно сказать, что их продукцией интересуются даже финны).

Есть и несколько заводов по производству топливных гранул и брикетов. Стоит отметить, что подобных в России практически нет - только у нас и еще один - в Тверской области. Между тем реализованный на деле проект современного завода по производству топливных гранул полностью окупается за четыре-пять лет!
Чего можно
ждать?
Иными словами, все упирается в создание именно масштабной системы, тех самых кластеров. К слову, не только «узкие» специалисты, но и главы тех районов, в которых уже работают «пилотные» проекты - те же самые котельные, - единодушны: дело стоящее. А при корректировке некоторых моментов можно будет говорить о возможности и необходимости создания как местной биоэнергетики, так и целой индустрии торфопереработки. Директор владимирского филиала ОАО «ТГК-6» Денис Уланов считает, что приходит время заняться реальной децентрализацией системы центрального отопления. Автоматические мини-котельные, работающие на торфе и обслуживающие небольшое количество потребителей, должны быть связаны через Интернет с едиными районными диспетчерскими пунктами. Минимум персонала, минимум затрат на обслуживание - и можно говорить об экономической эффективности. Тем более что, по расчетам Уланова, «в 2013 году удельная себестоимость торфяных брикетов будет сопоставима даже с газом».
Александр Стародубцев, глава Судогодского района, где уже работают несколько таких котельных, добавляет: «Поставщик топлива и производитель тепла должен быть один». Просто для того, чтобы исключить «игры на повышение» цены топлива и как следствие рост себестоимости тепловой энергии. Глава города Гусь-Хрустального Юрий Гришкин уверен, что массовое использование автоматических котельных на торфяных брикетах может даже снизить тариф или как минимум в рамках его повысить экономическую эффективность местной теплоэнергетики.
Григорий Мальцев, директор пока единственной в стране компании, производящей те самые автоматические «торфяные» котлы по новейшим технологиям, поясняет: «Старые технологии применения торфа - давно уже дело прошлого, надо внедрять новые разработки. Не надо забывать, что торф все еще имеет очень высокий экспортный потенциал. Весь вопрос - в логистике». Вообще же, практически все специалисты говорят в один голос: Владимирская область имеет все возможности стать российским лидером в деле торфоразработок.
Другой вопрос: определение приоритетов. К примеру, директор исследовательского института Россельхозакадемии Анатолий Еськов считает наиболее эффективным делом применение торфа в сельском хозяйстве, а в энергетике - наименее эффективным. Его поддерживает и вице-губернатор, директор областного департамента сельского хозяйства и продовольствия Вячеслав Гусев: торф крайне нужен, но у селян не хватает средств для его массированной закупки. Необходима целевая программа.
Промежуточный
итог
Иными словами, необходимость возрождения торфоперерабатывающей промышленности никем не оспаривается. Экономисты говорят об экономической эффективности использования этого полезного ископаемого, бизнесмены - о прибыльности дела, энергетики отмечают, что перевод местных котельных на торф позволит решить задачу энергоэффективности, биологи - о том, что торф является одним из немногих восполняемых ресурсов. Для справки: на территории Владимирской области ежегодно «прирастает» до 960 тысяч тонн торфа. Сравним с уровнем добычи? При том, что только одного крупного месторождения при нынешних темпах освоения хватит лет на 500!
Таким образом, доводов «за» слишком много, чтобы от них отмахиваться. Между тем торфоразработки практически стоят. А это, к слову, одна из важнейших предпосылок к возникновению торфяных пожаров: в отсутствие крепкого хозяина следить за состоянием месторождений некому. В итоге, по информации руководителя территориального управления Росприроднадзора Петра Астахова, только за время пожаров прошлого года у нас сгорело торфа, которого нам хватило бы лет на тридцать. Проще говоря, пока вместо прибыли подсчитываем только убытки.
До последнего времени все «за», по сути, перевешивал лишь один довод «против» - отсутствие серьезного инвестора. Похоже, такой инвестор - готовый только на первом этапе вложить в дело до 10 миллионов долларов - на горизонте появился. Протокол о намерениях между ним и областной администрацией уже подписан. «Торф - важный экономический ресурс, и мы должны его использовать, - заметил при этом губернатор Николай Виноградов. - За это дело надо браться! Весь вопрос: будем мы в этом деле первыми или потащимся в обозе?»
Похоже, приходит время использовать шансы...




^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:32 На улицах Владимира полиция провела масштабный рейд
Вместе со стражами порядка в минувшие выходные патрулирование осуществляли госавтоинспекторы, инспекторы по делам несовершеннолетних, участковые, а также общественники и студенты-волонтеры, сообщает пресс-служба УМВД Рос…
вчера в 17:50 Парламенты Владимирской области и Беларуси заключили соглашение о сотрудничестве
Оно было подписано в Витебске в рамках XI форума регионов Беларуси и России. Владимирская область и Могилевский областной Совет депутатов договорились о обмене опытом.