Во владимирской школе № 37 находится уникальный инструмент
Сегодня старинные музыкальные инструменты вызывают особенный интерес. Некоторые из них воссоздаются и восстанавливаются по дошедшим до наших дней образцам и чертежам. Другие реконструируются или реставрируются. А какие-то ждут своей участи в темном подвале, будучи покрыты толстым слоем пыли...
Я обнаружил объявление в одной из местных газет: «Отдадим пианино в хорошие руки», - рассказывает Дмитрий Федоров, руководитель детского симфонического оркестра при областном Дворце культуры. - Я поехал по адресу и обнаружил, что в подвале стоит на боку инструмент, внешне напоминающий рояль... Однако на самом деле это оказался не рояль, а античный хаммер-клавир.
Подобный инструмент считают предшественником фортепьяно. По многим признакам находка владимирского музыканта и педагога походила именно на хаммер-клавир.
- Правда, у типичного хаммер-клавира XVIII века педали находились на уровне колен, - добавляет Дмитрий. - Здесь же имеется педальная стойка для ног. Вероятно, этот инструмент является неким переходным звеном между современным фортепьяно и хаммер-клавирами. Его можно считать попыткой создания одного из первых роялей.
Не только исторический, но и профессиональный интерес эта находка вызвала у семьи известных в музыкальных кругах Владимира настройщиков Нины Михайловны и Александра Петровича Дорофеевых.
- Александр Петрович много лет проработал на фабрике музыкальных инструментов, - добавил Дмитрий. - Их с супругой можно назвать настоящими энтузиастами. Приятно, что они проявили неподдельный интерес к раритету и помогают его реставрировать.
Силами настоящих поклонников своего дела, не без спонсорской поддержки реставрацию хаммер-клавира планируют закончить к лету. Правда, работы немало, как и механических особенностей у уникального инструмента. Во-первых, он намного легче даже небольшого кабинетного рояля, поскольку корпус выполнен из дерева. Во-вторых, клавиши у него несколько короче. В-третьих, имеется стальная рама, которая в отличие от современной чугунной не может выдерживать большое давление натянутых струн. В-четвертых, молоточки у него обтянуты не войлоком, а кожей. Причем они намного тоньше, меньше в диаметре, нежели у современного инструмента. Что интересно, у последнего мы обнаруживаем в аккорде три струны, т.е. молоточек бьет сразу по трем струнам, отчего и получается яркий звук. А у хаммер-клавира сразу задействованы только две струны.
- По-другому он будет звучать еще и потому, что нет механизма «двойной репетиции», - подчеркивает Дмитрий Федоров. - В современных инструментах молоточек после удара возвращается на специальную подставку, чтобы потом сразу же вернуться обратно на струну. Это позволяет играть быструю музыку. У хаммер-клавира такого механизма нет. Более примитивная механика позволит исполнять на нем античную, старинную музыку. Скорее всего, эпохи барокко, что играется в довольно взвешенных темпах.
Будем надеяться, что в скором времени этот инструмент будет использоваться на репетициях в студии исполнительского мастерства, занятия которой проходят на базе 37-й школы. Голос хаммер-клавира эпохи барокко интересно будет услышать и поклонникам классики. Сыграть на нем Дмитрий Федоров пообещал сразу же после окончания реставрации, когда инструмент «поставят на ноги» и придадут ему более презентабельный вид.