Тяжбе между жителями дома и управляющей компанией не видно конца
Яркий пример
Дом 9 на проспекте Ленина вообще очень яркий пример для иллюстрации противоречивого хода реформы ЖКХ и не раз в последние годы давал повод для газетных публикаций и телесюжетов. Во «Владимирских ведомостях» мы обращались в последний раз к ситуации вокруг 9-го дома осенью прошлого года. Вкратце напомним, что в октябре 2009 года собрание жильцов по всем правилам проголосовало за смену управляющей компании. И это несмотря на то, что именно в том же году был завершен капитальный ремонт фасада и балконов за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного и муниципального бюджетов и жителей. В итоге фасад стал смотреться шикарно, но каких переживаний и обращений в разные инстанции это стоило! Сначала бригада неумех взялась за замену балконов, не только затянув ремонт, но чуть не порушив дом. Только прямое обращение к мэру Рыбакову перед выборами в областное Законодательное Собрание 2009 года заставило городскую власть взять под контроль капремонт в доме 9 и найти хороших мастеров. Кстати, тогда, два года назад, мэр Рыбаков возглавлял список «Единой России» на выборах в ЗС.
Но при красивом обновленном фасаде у дома осталась застарелая проблема текущей крыши, хотя капремонт был сделан в 1999 году. Уже вскоре крыша сильно потекла, главным образом, по весне, во время обильного таяния снега.
А в квартире 55 Нины Андреевны Горбатковой крыша, по ее словам, текла с тех пор, как хозяйка туда въехала в 1975 году ‑ и пока кровля была шиферной, и потом, когда стала железной. И до сих пор на потолке следы подтеков. Когда нет снега, железо над ее квартирой грохочет от ветра, а когда снег тает, вода идет в квартиру. Куда только не жаловалась - все без толку.
Упорно не решаемая годами проблема крыши при целом ряде сменяющихся начальников, непрозрачная или показушная отчетность, по словам собственников квартир, привела большинство из них к принятию решения о смене управляющей компании.
Однако до сих пор решение собрания, принятое в октябре 2009 года, так и не реализовано, хотя в суде оно устояло.
Тяжбы
Вот основные вехи судебной тяжбы. Сначала жильцам пришлось подать в районный суд на ЖЭУ, добиваясь передачи документов на дом другой компании. Вдруг от одного из жителей этого дома поступил иск к инициативной группе жильцов с требованием признать решение о смене управляющей компании недействительным. Работой ЖЭУ он, видимо, доволен. Однако он ни разу в суде не появился, а от его имени в суд ходили юристы от ЖЭУ. В начале лета 2010 года районным судом было принято решение о признании законности общего собрания жителей. Однако к осени последовало обращение истца в областной суд с просьбой отменить решение районного суда. Областным судом решение было оставлено без изменения, а следовательно, решение собрания жильцов о смене управляющей компании устояло.
Тогда возобновилось рассмотрение иска жителей по передаче документов на дом из одной компании в другую. Районный суд отказал в удовлетворении требований по передаче документации. Недавно стало известно, что и кассационная жалоба в областной суд не была удовлетворена.
Одним из доводов в суде была ссылка на долг жильцов дома перед ЖЭУ № 4 на сумму свыше 400 тысяч рублей.
Но тут есть загвоздка. Подробного отчета о том, куда пошли эти деньги и как гасится долг, жильцы так и не видели. Один из недостатков управления домом 9, по словам активисток инициативной группы жильцов Ольги Корнеевой и Елены Быковой, состоит в том, что непонятно, как тратятся деньги на содержание дома. Теперь получается, что жильцам надо заплатить отступного почти на полмиллиона, чтобы избавиться от «крепостной зависимости».
И им непонятно, за что они задолжали! На требования обосновать и подтвердить документально расход средств неоднократно получали отказ.
Вот такая «правовая коллизия»: одно решение районного суда подтвердило правоту большинства жильцов, а по другому документы на дом ЖЭУ отдавать не обязано.
На грани аварийной ситуации
Ну а как же крыша, спросите вы. Занимаясь тяжбами в суде с жильцами, управляющая компания ООО «ЖЭУ № 4» оказалась вновь неспособной победить протечки. Более того, они начались в этом году в рекордно ранние сроки ‑ уже 10-11 января, при оттепели. Над квартирой 53 в хитроумные устройства отлова воды, устроенные жильцами за свой счет на чердаке удавалось собирать по 4-5 ведер за каждые 4 часа. Ситуация реально близка к аварийной ‑ если не ловить воду на чердаке, в таких объемах она пойдет и на нижние этажи, доберется до электропроводки.
Потекло с потолка и в 19-й квартире, где, видимо, крышу еще повредили при чистке снега, и над другими.
«А мы составим акт...»
Недавно всплыл интересный документ - акт о ремонте крыши над проблемными квартирами 9-го дома. Работы якобы проведены прошлым летом. Акт этот без разногласий не подписал ни один из собственников квартир, страдающих от протечек: кто указал, что от подписи отказался, кто подписал с уточнением, что течет весной, и летом невозможно определить качество ремонта.
Ну а состояние «отремонтированной» крыши изнутри приводит в уныние. Это видно на снимке, сделанном недавно над квартирой 53.
А вот как появляются новые акты, на примере одной из квартир. На третий день после обращения с письменным заявлением о протечке в ЖЭУ № 4 в квартиру пришел мастер из организации-подрядчика и составил акт ‑ сколько квадратных метров обоев на стенах и погонных метров штукатурки на потолке промокло. На чердак - посмотреть, где же течет, - так и не поднялся.
Жильцы стали обращаться в СМИ и различные инстанции. Тем временем ударил мороз, и протечки на время прекратились сами собой ‑ потоки воды на чердаке превратились в сосульки. И тут мастер снова появился с заданием выяснить, не усиливается ли течь в квартире именно в этот морозный день.
- Издеваются, что ли? - говорят жильцы. - Опять пытаются сочинить отписки, что протечек в мороз нет?
Так ведь впереди еще оттепели, и самое страшное для жильцов - интенсивное таяние снега весной. Отписками такие потоки не остановишь!
Причем жильцов дома 9 не назовешь халявщиками: они готовы, по их словам, участвовать в софинансировании ремонта крыши. Но ЖЭУ ни разу не предложило им какого-либо серьезного проекта ремонта. Из года в год техническое бессилие или откровенное наплевательство коммунальщиков на проблему крыши приводит жильцов к мысли самим латать кровлю, полностью за свой счет. И это при регулярной плате за содержание жилья!
К этому можно добавить и такой удивительный факт: контора ЖЭУ № 4, включая кабинет его директора Михаила Зайцева, находится в том же доме 9. То есть течет крыша прямо над домоуправлением. Но оно же на первом этаже, до него не дотекает.
Впрочем, чего удивляться такой работе управляющей компании, раз жильцы уже проголосовали за ее смену. У ЖЭУ были шансы изменить их мнение, показав более качественную работу, пока суды шли целый год. Но управляющая компания, похоже, охотнее тратит средства, которые регулярно платят ей жильцы за услуги, на ведение судебных процессов, чем на латание крыши.
Право и реальность
О ситуации в доме 9 знают и в городском управлении ЖКХ, и в областной жилищной инспекции, и в других структурах ‑ куда только не жаловались жильцы. Самая распространенная рекомендация чиновников - менять компанию или подавать в суд. Жильцы дома 9 эти рекомендации поняли буквально и сделали и то и другое. Компания так и не сменилась, крыша как текла, так и течет!
- Судиться больше нет сил, - говорит Ольга Корнеева из инициативной группы жильцов. - Двенадцать судебных заседаний за год, и никакого результата. Рекомендации начальника городского управления ЖКХ по любому вопросу обращаться в суд приводят к бессмысленной трате сил, времени и нервов.
Действительно, почему все посылают в суд? Может ли суд заставить коммунальщиков следить за состоянием крыши, то есть выполнять повседневную работу? Вопрос риторический.
А что касается возможности сменить управляющую компанию, то право по закону такое есть. Но есть еще и реальная политика городских властей. Вот недавно в очередном выпуске программы «Городская среда» на канале «Россия 24» заместитель начальника городского управления ЖКХ Светлана Силантьева сказала прямо, что смена управляющей компании нежелательна и надо жильцам быть активнее и добиваться качественной работы от их компании.
На примере дома 9 видно, как у жильцов это получается...
Может быть, чувствуя поддержку от городского начальства, в ООО «ЖЭУ № 4» всерьез не опасаются, что дом перейдет в управление другой организации?
Так или иначе, активные жильцы дома 9 продолжают попытки спасти свои жилища за отремонтированным фасадом. Кстати, и фасад новый им жалко ‑ из-за плохой крыши он тоже быстро портится водой. Буквально смываются только что вложенные огромные средства! Что же делать? Еще судиться ‑ это, по опыту, морока на год-полтора. А результат неизвестен...
- Будем писать президенту! - говорит Ольга Корнеева. - Только гарант Конституции может найти выход из этой ситуации. Ведь он поддерживает реформу ЖКХ.
А может, все-таки без личного участия президента будем протечки на крыше устранять?
P.S. Пока материал готовился к печати, чуть потеплело, и вновь в доме 9 появились протечки с крыши. В управляющей компании это по телефону объяснили тем, что накануне не удалось почистить снег на крыше. Как будто у нас снег на крыше зимой это редкость. Кроме того, говорили, что надо бы сделать на крыше изоляцию, так как система отопления на чердаке сильно прогревает крышу... А пока в ЖЭУ говорят, жильцы берут ведра и идут на чердак вычерпывать талую воду, чтобы не сильно лило в квартиры. И так уже далеко не первый год...