29 января 2011 в 00:41

От регионов ждут творческого подхода

Фото: автора.
В ЦФО прошла видеоконференция по вопросам применения закона о госучреждениях Федеральный закон № 83 был принят 8 мая 2010 года. Он обусловил переход государственных и муниципальных учреждений в форму казенных, бюджетных или автономных. Совещание на тему реализации этого закона состоялось в четверг в режиме видеоконференции, которая собрала представителей федеральных и региональных властей в масштабах Центрального федерального округа.  
Закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» вызывает большие дискуссии. Он коренным образом перестраивает как статус, так и систему финансирования школ, колледжей, вузов, научных институтов, больниц, поликлиник, домов культуры, театров и т.д. ‑ огромного числа учреждений социального профиля.
Вопросов и споров вокруг закона столько, что запланирована целая серия различных совещаний. Поскольку в каждой отрасли своя специфика, то совещание 27 января прошло с акцентом на сферу образования. Со стороны регионов участвовали заместители губернаторов, курирующие социальную политику, а также представители сферы образования. В нашем случае на связи с Москвой были вице-губернатор Сергей Мартынов, директор департамента образования Михаил Корешков, ректор ВлГУ Валентин Морозов, руководители других образовательных учреждений, лидер областного профсоюза работников образования и науки Лидия Кирячкова и другие, кто связан с применением нового закона. В совещании участвовал и главный федеральный инспектор в области Игорь Князев. Со стороны центра на видеосвязь с регионами вышли работники аппарата полномочного представителя президента в ЦФО, представители Госдумы, Министерства образования и науки, Министерства финансов и других структур.
Прежде всего регионам объяснили, что отступления от закона не будет. Фракцию «Единая Россия» в Госдуме на совещании представляла Галина Изотова, первый заместитель председателя комитета ГД по делам Федерации и региональной политике, которая возглавляет комиссию по мониторингу применения закона. Галина Изотова назвала действия оппозиционных партий, направленные на критику закона № 83, «антигосударственными».
При этом, по словам депутата, используется «недопонимание» сути закона.
На совещании пошло развенчание «мифов», связанных с реализацией федерального закона № 83.
Мифом в федеральных структурах называют убеждение многих, что закон означает переход на платное образование.
Нет, это не так, возражают в Москве и определяют регионам задачу ‑ создать для учреждений перечни государственных услуг, которые в тех же школах будут оказывать детям бесплатно, и тех услуг, которые придется людям «докупать» за свои деньги.
Вторым «мифом» закона называют опасения, что при переходе на другое правовое положение будет распродано имущество учреждений. Опять же нет, поясняет представитель Минфина и говорит о необходимости создать перечни особо ценного имущества для каждого учреждения.
Но, оказывается, нет единых рекомендаций, какие образовательные услуги во всех регионах должны быть для населения бесплатными, и есть трудности с определением того, какое имущество отнести к особо ценному...
Закон № 83 сравнивают с набором опций для электронной техники ‑ каждый регион должен настроить их под себя. Отсюда и призывы к творчеству, и к отношению «с душой».
Представитель Минобрнауки привела пример творческого подхода в Татарстане, правда, признала, что там... понимание закона отличается от позиции Мин­обрнауки и Минфина. видимо это не возбраняется?
На вопрос из Липецкой области ‑ не будет ли единых указаний о том, какие услуги в образовании должны быть бесплатны обязательно, представитель Минфина М.Алашкевич предположил, что за основу можно было бы взять государственные стандарты образования. Но сам же припомнил, что в них есть вариативная часть...
А по поводу всеобщей проблемы ‑ малокомплектных сельских школ ‑ представители Минфина и Минобрнауки даже поспорили между собой. М.Алашкевич высказал мнение, что при необходимости можно сохранить любую школу, в которой учится 5-10 детей, переведя ее в статус казенного учреждения.
- Неверно, - считает М.Боровская из Минобрнауки, - тогда получится, что деньгами будет закрыта проблема качества образования и социализации детей в таких школах.
Раз уж о нюансах реализации закона спорят в столице, можно представить, как нелегко будет приходить к единому мнению в регионе и в каждом муниципалитете.
«Подводных камней» предвидится много, поэтому Центр рекомендует в каждом регионе начать с пилотных учреждений и на них отработать все «отраслевые нюансы» применения закона.
Переходный период по 83-му закону довольно долгий - до середины 2012 года. Предстоит принять множество нормативных актов в регионе и в каждом муниципалитете. Требуется и большая разъяснительная работа с населением.
Нюансов много. Но главный вопрос в том, как будет отличаться в рублях привычное бюджетное финансирование учреждений от «финансового обеспечения государственных услуг», на переход к которому и направлена очередная всероссийская реформа. Поживем ‑ увидим.
Что касается темпов реализации закона, то наш регион не был упомянут на видеоконференции ни среди передовиков, ни среди отстающих.
Коснулись на совещании и проекта нового закона «Об образовании в РФ». Стало ясно, что задача для регионов и муниципалитетов еще усложняется, если концептуальные нововведения в образовании совпадут по времени с изменением правового положения учреждений.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:02 На профильную смену в «Олимпе» приехали 320 активистов Движения Первых
В спортивно-оздоровительном центре «Олимп» завершилась региональная профильная смена Движения «Время Первых: Данко», которая объединила 320 активистов со всей Владимирской области. В течение 18 дней ребята прокачивали св…
вчера в 18:39 Владимирские врачи спасли малыша с гемолитической болезнью новорожденного
Врачи-неонатологи ОДКБ диагностировали у маленького пациента гемолитическую болезнь новорожденного. Редкий фактор крови матери (по системе Kell) стал причиной развития болезни. Это внутриутробный иммунологический конфлик…