18 февраля 2011 в 03:23

Откуда берутся долги

В минувшую среду в нашей газете был опубликован материал «Выкрутасы вокруг коммуналки», посвященный теме неплатежей за жилищно-коммунальные услуги. Проблема острая и в некоторых территориях к тому же запущенная. Вряд ли в такой ситуации существует простой и единственный способ ее решения. Поэтому тем более важно при выработке стратегии преодоления проблемы учитывать мнение профессионалов. «ВВ» обратились к отраслевым экспертам с вопросом о том, какие причины приводят к образованию задолженностей по коммунальным платежам и можно ли избежать подобных бед в принципе?  
Борис Пятов, директор МУП «Теплосервис», г. Вязники:
- Корень зла в том, что не существует нормативно-правовой базы, четко регулирующей взаимоотношения потребителей и поставщиков коммунальных услуг. Мы так ждали принятия нового Жилищного кодекса, но, к сожалению, и он не дал ответа на самые важные вопросы. Основной из них: как получить деньги с потребителей ‑ физических лиц? Если из неприватизированной квартиры неплательщика еще можно - теоретически - выселить, то по отношению к собственнику жилья такую меру практически невозможно применить. Да и в первом случае недисциплинированных жильцов можно переселить только на условиях предоставления им жилплощади по нормам общежития. А у муниципалитетов нет обменного жилого фонда. В нашей практике были судебные тяжбы с подобными потребителями. Два суда мы выиграли. И что? Отселять неплательщиков некуда, взять с них в счет погашения долга нечего.
Что же касается собственников жилья, то по отношению к ним ЖК вообще не предусматривает такой меры воздействия как выселение и изъятие жилплощади за долги. Кроме этого законом запрещено отключать неплательщикам холодную воду и отопление.
Не очень действенно и погашение задолженности с участием судебных приставов. Тут тоже много ограничений, например, в части изъятия электро-бытовых приборов. К тому же если ответственным квартиросъемщиком значится один человек, а владельцем техники и оборудования ‑ другой член семьи, то опять возникают сложности. По нашим искам, например, суды выписали исполнительных листов на 12 млн рублей. По исполнительному производсту мы уже получили ответ о невозможности взыскания долга на сумму 2 млн рублей. То есть этих денег мы не увидим никогда, а значит, долг так и повиснет на предприятии.
Из-за того, что правила игры не отработаны, управляющие компании становятся заложниками ситуации, попадая меж двух огней - между поставщиками энергоресурсов и населением. Проблема почему-то замалчивается на властных уровнях, но от этого она сама по себе не исчезнет.
Анна Панкратова, юрист ООО «Тепловик», г. Камешково:
- С населением очень сложно работать по взысканию задолженности по нескольким причинам. Одна из причин ‑ низкие доходы большинства граждан. Зачастую экономически обоснованные тарифы оказываются непосильными для некоторых категорий населения. По идее решить эту проблему призваны субсидии на оплату коммунальных услуг. На деле же многие из неплательщиков просто не знают, что можно воспользоваться такой возможностью, или, если и знают, то не хотят или не могут собрать все необходимые документы и справки. В случае с имеющейся задолженностью это действительно не так просто. Дополнительно требуется представить еще и копии договоров с компанией-кредитором, и соглашение о погашении долга.
Но есть и другая причина. Некоторые наши сограждане привыкли относиться к «коммуналке» как к какой-то благотворительности, обязанности по отношению к ним со стороны государства, за которую необязательно платить. А долги населения приводят к тому, что и у нас накапливается задолженность перед поставщиками. Мы, конечно, работаем с долгами, удалось рассчитаться почти со всеми кредиторами, за исключением ООО «Газпром межрегионгаз Владимир». Но собрать задолженность с населения нелегко. Если человек добровольно не желает расплачиваться, мы имеем право действовать только через суд. А это требует времени.
Проблема неплатежей была бы куда менее острой, если бы удалось поменять отношение к ней конечных потребителей. Люди должны понимать, что коммунальные услуги ‑ такой же товар, за который необходимо вовремя расплачиваться. Необходимо более активно доводить до населения информацию об условиях предоставления субсидий. В беседах с должниками нам нередко приходилось слышать, что люди про них даже не знают. А в некоторых случаях, оформив субсидию, граждане вообще перестают платить по счетам, полагая, что средств субсидии достаточно для расчетов за коммунальные услуги. И было бы вообще прекрасно, если бы процедуру получения права на субсидии максимально упростили.
Михаил Булкин, заместитель директора УК ООО «Экран город»:
- Проблему же неплатежей во многом провоцируют сами теплоснабжающие организации. Запутавшись в своих хозяйственных спорах, они забывают о том, что потребитель никоим образом не должен от этого страдать.
Свежий пример. У нас в Коврове одна теплоснабжающая организация сменилась на другую. Предыдущий поставщик услуги выставлял счета по показаниям счетчиков, а новый ‑ по нормативу. Мало того, что людям приходится платить на 30-40% больше и к тому же круглый год, а не по факту, так еще и квитанции на перерасчет за предыдущие годы прислали. В марте 2009 года люди получили квитанции на перерасчет за 2008 год. В некоторых квитанциях задолженность значилась по 15-18 тысяч. Вот и представьте себе: человек дисциплинированно платил и вдруг оказался весь в долгах. Как в этой ситуации должны поступать граждане? Что они должны думать? Да еще, если он ранее платил по счетчику и прекрасно знает, сколько конкретно он потребляет теплоэнергии. Естественно, возникает подозрение, что людей обманывают. Кстати, законодательство предусматривает, если раньше квитанции выписывались по показаниям счетчиков, то при переходе к расчетам по нормативу норматив должен рассчитываться, исходя из показаний счетчика за предыдущий год. Но вообще-то законодательство у нас запутанное и противоречивое, а потому разбирательства в судах тоже не вносят ясности.
А крайним всегда оказывается потребитель. Так что одна из причин проблемы неплатежей ‑ неурегулированность законов. Требуется либо менять законодательство, причем серьезно, либо отдать сети и генерацию в одни руки, чтобы снизить количество споров хозяйствующих субъектов. Потому что сейчас платежки могут выставлять конечному потребителю и те, у кого в руках находится сетевое хозяйство, и те, кто вырабатывает тепло.
Опять же приведу пример из жизни Коврова. Сейчас в некоторых районах города люди получают по две квитанции от разных организаций за одну и ту же услугу, к тому же не всегда предоставленную как следует. По какой из квитанций платить, чтобы не стать должником и не потерять деньги? Заплатишь сетевику - услугу отключит генерирующая компания, заплатишь ей ‑ сетевики теплотрассу перекроют. Наверняка обезопасить себя от долговой ямы можно, только оплатив обе платежки. Но с какой стати! Вот люди и перестают платить вообще. Потребитель не должен выяснять, кто прав или виноват в споре собственников. Он должен вовремя получать услугу надлежащего качества, четко знать сколько она стоит, и знать, кому все-таки за нее платить, чтобы эти деньги не пропали в неизвестном направлении, а он сам не стал вдруг злостным должником.
Герман Исаев, и.о. директора ООО «Коммунальное обслуживание населения»:
- Отчего накапливаются неплатежи? Даже если оставить в стороне вопрос доходов населения и ответственности потребителей, все равно остается много нерешенных проблем. Например, мы оказываем услуги, а средства собирает расчетно-кассовый центр. Сколько бы ни собрали ‑ свое агентское вознаграждение они все равно получат, хоть какое-то. А долги повиснут на нас, а не на них. Поэтому особой заинтересованности в работе с неплательщиками у РКЦ нет. Такая система сборов не совсем понятна, потому что страдает мотивация как у поставщиков услуг ‑ у нас меньше рычагов влияния на потребителя, так и у РКЦ ‑ они даже при плохой собираемости не рискуют оказаться на грани банкротства. То есть у нас нет «пряника», а у них «кнута». Так быть не должно.
Да и вообще, никто по-серьезному взысканием долгов у нас не занимается. Вроде бы и законы нормальные есть, но совершенно не наработана правоприменительная практика. К неплательщикам не применяются положенные санкции. Случаи выселения за долги вообще единичны, а арест приставами имущества должников ‑ процедура длительная и очень часто ни к чему не приводящая.
Борис Крюков, начальник управления городского хозяйства администрации города Коврова:
- У проблемы неплатежей несколько составляющих. Тарифы на коммунальные услуги постоянно растут вслед за ростом цен на энергоносители. Население же отнюдь не богатеет. И это необходимо учитывать. Тарифы все-таки должны формироваться с учетом доступности оплаты населением этих услуг. Долги накапливаются по всей цепочке. Если потребитель не смог заплатить, откуда же возьмутся средства у снабжающей организации, чтобы рассчитаться с поставщиками энергоносителей? Другая причина возникновения коммунальных долгов ‑ непродуманность закона о госзакупках. Благодаря 94-ФЗ на рынок коммунальных услуг попадают компании-однодневки, дестабилизирующие всю систему клиентских и экономических связей в этой сфере. Например, когда муниципальные предприятия сдают сети или другие коммунальные объекты в аренду, то они не могут предъявлять дополнительные требования, ограничивающие доступ к участию в конкурсе неблагонадежным организациям. Собрав деньги с населения, такие предприятия исчезают в неизвестном направлении или объявляют себя банкротами, не исполняя своих обещаний. Погасить долг за счет продажи имущества банкрота, как правило, нельзя. Что такое 10 тысяч уставного капитала? Письменный стол да пара шариковых ручек в съемном офисе! Взыскать нечего. В Коврове было два таких случая. Компании-однодневки исчезли, задолжав крупные суммы теплогенерирующим организациям. Чтобы такого не повторялось, требуется усиление правового регулирования рынка, необходимо серьезно корректировать законодательство о госзакупках, ужесточать отбор компаний, получающих допуск к работе в сфере ЖКХ.


^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
15 минут назад В заказнике «Давыдовский» Камешковского района обнаружены свалки мусора
Владимирская природоохранная прокуратура добивается их ликвидации, сообщает пресс-служба надзорного ведомства. В частности, мусорные завалы - строительные и бытовые отходы - обнаружены в ходе проверки недалеко от деревни…
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.