19 февраля 2011 в 01:05

Сцены из бездуховной жизни на фоне сельского храма

Фото: Светланы ЛИФАНОВОЙ
В конце прошлого года в редакцию «Владимирских ведомостей» пришло письмо, подписанное жителями села Гришино и деревень Золотово и Мясниково Гороховецкого района. Иначе как криком о помощи назвать его было нельзя ‑ слишком уж неблаговидная картина с некоторых пор стала разворачиваться непосредственно перед восстанавливающимся сельским храмом.  
Вкратце история, описываемая в письме, такова. Весной прошлого года бывшее здание Гришинской администрации было передано частному лицу, а то, не проявив особой оригинальности, открыло в нем продовольственный магазин, на деле оказавшийся винно-водочным, да еще с «кабаком» в придачу. День открытия жителям запомнился тем, что водка лилась рекой. Народ угощали ею совершенно бесплатно, для чего сорокаградусной было выделено аж два ящика. Место в центре деревни быстро снискало популярность. Российские законы для продавцов оказались не писаны: спиртное отпускалось всем желающим после 23 часов, не отказывали в зелье и загулявшимся подросткам. Для удобства клиентов возле магазина были установлены столы, так что отдыхали они «со вкусом» ‑ в отличие от жителей, которые даже в ночное время удобств этих оказались лишены: пьяные речи, матерщина и прочие атрибуты застолий разгулявшейся публики отнюдь не способствовали ни сну, ни душевным разговорам. А то, что оставалось от взрослых, после окончания веселых посиделок оприходовали дети, обнаруживая спиртное в недопитых бутылках. И вся эта неприглядная картина творилась не где-нибудь, а перед храмом! Да и само здание, о котором идет речь в письме селян, по воспоминаниям старожилов, было когда-то церковным казначейством.
Авторы письма выразили протест ‑ они против беззаконной продажи имущества села Гришино частным лицам без надлежащего объявления торгов и согласования с общественностью. Еще до того, как здание было передано под магазин, жители обращались в администрацию района с прось­бой передать или продать его храму. Но получили отказ, мотивированный тем, что здесь все-таки находится сельская администрация, проходят выборы. Правда, всего лишь через пару месяцев эти причины не помешали районной власти договориться с частным лицом. Вдоволь насмотревшись в летнее время красочных картин, разворачивавшихся вблизи храма, жители инициировали встречу с главой района Надеждой Токаревой. На собрании, прошедшем в сентябре в деревне Золотово, они просили ликвидировать питейное заведение. Интересовались, почему продажа состоялась без объявления тендера. Оказалось, речь шла не о продаже, а об обмене здания на гараж в Гороховце.
Собрание тогда, в сущности, закончилось ничем. Жителям и не отказали в благоприятном разрешении вопроса, но и твердых сроков определено не было, так что они решили действовать по всем направлениям: собрали подписи под обращением в епархиальное управление, стали готовить обращение к губернатору и в прокуратуру. По их мнению, бывшему церковному казначейству можно найти куда более достойное применение, нежели магазин, удовлетворяющий в первую очередь любителей зеленого змия. Например, здесь можно было бы обустроить пункт социальной помощи малообеспеченным жителям. Для этого есть неплохой повод ‑ гришинцами была установлена связь с одной из подмосковных организаций, которая вызвалась помогать селянам одеждой, обувью, детскими игрушками. Машина с вещами уже приезжала, и в отсутствие подходящего помещения их приходится складировать и разбирать прямо в храме. Пригодилось бы здание и для проведения в нем встреч с пациентами психоневрологического интерната деревни Федорково, который окропляет гришинский храм. А пока чаепития проходят в библиотеке, между книжных полок. Наконец селяне, для которых вера ‑ не пустой звук, мечтают об открытии у них воскресной школы, надеясь, что хотя бы это поможет приостановить процесс вымирания русской деревни, который во многом происходит благодаря алкоголизации населения. «Во многих ранее богатых, больших и оживленных деревнях сегодня практически нет молодежи и детей. Последними просто никто не занимается, так как это «невыгодно и неликвидно». Гораздо проще и привлекательнее заниматься виноторговлей. Между тем, вкладывая наши силы и наше время в воспитание детей, мы тем самым делаем инвестиции в будущее всей страны» - писали селяне.
Авторы письма, приглашавшие корреспондента увидеть все собственными глазами, обещали приоткрыть еще немало интересных страниц как из прошлой, так и из настоящей жизни храма. Правда, выяснилось, что попасть туда своим ходом и вернуться в тот же день не так-то просто. Вроде бы и не так много километров отделяют Гришино от райцентра, но, как говорится, «близок локоток, да не укусишь». Автобусное сообщение оставляет желать лучшего. Неожиданно помог случай. В декабре из Гришина пришло по электронной почте очередное письмо, сообщавшее, что в ближайший приемный день у главы администрации района будут приняты и «сельские ходоки». И хорошо, если корреспондент присоединится к этой инициативной группе из пяти человек во главе с настоятелем храма отцом Сергием (Пыловым).
Так мы вместе оказались на приеме у главы Надежды Токаревой. Она была готова к тому, о чем будут просить ее посетители. Поэтому им не пришлось даже объяснять, что их привело в высокий кабинет. Надежда Викторовна сразу же приступила к ответу:
- С хозяйкой здания Галиной Анатольевной Андриановой мы договорились так: ей будет предложено административное здание, находящееся в городе, и мы хотим поменять его на то, что в Гришине, ‑ естественно, с доплатой, потому что наше здание больше и лучше, чем то. При этом будет зачтен и ремонт, проведенный ею в Гришине. Предварительной договоренности мы с ней, можно сказать, достигли. Но мешает одна проблема: полздания в селе заложено в банке под кредиты. И предпринимательнице нужно сначала как-то оформить наше здание, чтобы там как-то поменять залог. Сейчас работаем с юристами. Сначала надо сделать обмен, потом оформить на новое здание устанавливающие документы, а потом его ‑ в залог.
Посетителей, конечно же, не мог не порадовать этот ответ. И все же отец Сергий еще раз напомнил, чем именно так «допекла» добропорядочных селян торговая точка.
- Я как священник пекусь о нравственности. Мы бы, может, и не подняли этот вопрос, если бы летом не наблюдали такие картины: идет воскресная служба, и уже с утра работает что-то вроде кафе, продается разливное пиво. И оттуда чуть ли не кричат тебе ‑ «Отец, иди, садись с нами!»: Это очень неприятно. Потом и жители стали обращаться: «До каких пор это будет продолжаться?». Обстановка и так тяжелая на селе ‑ идет полнейшая деградация. А теперь вообще стало невозможно до храма дойти, потому что перед ним, как раньше говорили, шинок. Летом здесь останавливалось до десятка машин. В жару девушки не стеснялись ходить в откровенных купальниках, музыка на полную мощь играла ‑ и так всю ночь. Я пытался достучаться до таких клиентов, взывая к чувству стыда, совести, ответственности, но уже бесполезно это делать…
По словам отца Сергия, здание бывшего церковного казначейства заинтересовало даже владыку во время его визита в Гришино в 2009 году. В нем можно было бы открыть православный центр, где наряду с работой воскресной школы творились бы и другие благие дела ‑ показывались фильмы определенной тематики и т.д. Главная на сегодня цель ‑ спасти от бездуховности хоть кого-то. А сам храм, если его восстановить полностью, мог бы стать настоящим украшением района. Отец Сергий убежден ‑ только от одной его красоты люди могли бы постепенно приходить к вере. Большое желание настоятеля ‑ чтобы молодожены приезжали туда со всего района венчаться.
- Люди хотят, чтобы все у них было красиво. Пусть это материальный подход ‑ не духовный. Но мы не знаем, как слово Господне отзовется в людях. Вот повенчаются в такой красоте и, увидев все это, потом по-настоящему начнут воцерковляться. Начнет меняться ситуация. Конечно, я не такой уж оптимист, чтобы надеяться на быстрые изменения, но думаю, что с нашей стороны может быть внесена лепта в улучшение нравственной обстановки.
За те три года, что восстанавливается храм ‑ активная работа началась как раз при отце Сергии, сменившем предыдущего настоятеля, - сделано было немало. Причем практически без финансирования. Тем, кто работает при храме, порой по два-три месяца не выплачивается зарплата ‑ деньги в первую очередь идут на восстановление утраченного. В следующем году запланировано пустить трапезный храм, с приглашением владыки. А вот трапезу собрать негде. И опять приходится надеяться на здание, куда вселился магазин. Кстати, «шинок», по мнению отца Сергия, повлиял даже на тех, кто проживает в организованной при храме обители для людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией. На Благовещенье примерно половина из десятка человек сорвались. Им ведь даже винную пробку нельзя показывать, а тут к столикам их подзывали постоянно, и чувство самосохранения у молодых людей не сработало. В случае срыва, по предварительной договоренности, обитель провинившиеся должны покинуть. А ведь начиналось все так хорошо ‑ даже курить все бросили, ибо запрещено это здесь… Отец Сергий считает, что если наладить при храме эту работу, можно улучшить демографическую ситуацию ‑ ребята-то сюда приезжают молодые. Один, кстати, уже женился на хорошей девушке, они венчались (в другом, правда, месте, но венчал Пылов), а теперь ожидают ребенка. Храм в Гришине вполне может стать семейным храмом, поскольку здесь есть престол Петра и Февронии. Пока же статистика не радует: в 2009 году было семь крещений, в 2010-м - всего три. Рождаемость низкая, с убылью. У главы района, правда, свой взгляд на будущее села:
- Как газ проведем, так и жизнь там появится. Тянем газопровод через Федорково. Гришино в планах на 12-13-й годы. Скорее всего, на 12-й.
Кабинет главы ходоки покидали с надеждой. Сейчас, конечно, в селе некоторое затишье: питейное заведение оказалось свернутым ‑ зима все-таки, за столиками на улице не особо посидишь (хотя один таковой можно было обнаружить даже в декабре). Поэтому так важно решить вопрос до наступления теплых дней. На улице пятерка разделилась. Отец Сергий, который постоянно живет в Дзержинске, а в Гришине имеет домик, чтобы останавливаться там на те дни, когда проводит в храме службы, и дзержинский предприниматель Дмитрий Плотников, который является прихожанином и основным спонсором, помогающим восстанавливать храм, отправились домой. Мне же предоставилась возможность съездить в Гришино вместе с певчим и экономом храма Сергеем, старостой Людмилой и казначеем Любовью.
Как свидетельствуют летописи, строительство каменного храма в Гришине было начато в 1830 году, освящен он был в 1847-м. В нем три престола ‑ главный во имя Покрова Святой Богородицы, в трапезе теплой во имя муромских чудотворцев князя Петра и жены его Февронии и святого Николая Чудотворца. В какой-то степени храму повезло: он не был разрушен, а всего лишь закрыт. Случилось это в 1937 году. Когда снимали колокола, от одного откололся осколок, что было воспринято народом как нечто мистическое. В том же году был репрессирован последний священнослужитель отец Алексий (Ильин), реабилитировали его посмертно в 1990 году. А тогда, в 30-х, всех связанных с церковью, кто проходил по доносу, забрали и вывезли в Горьковскую тюрьму, там и расстреляли. Храм же использовался сначала как зерновой склад, а затем - как хранилище для удобрений, которые постепенно «съедали» стены. Народ тем временем молился в совхозном доме, отданном под молельню. Первая же служба в храме, который только-только начал восстанавливаться, прошла на Покров, 14 октября 2007 года. А недавно в переходе из колокольни в трапезный храм при выборке грунта были найдены останки нескольких человек разного возраста. Их подняли, отпели по православному обычаю и захоронили в предалтарной части.
В храме состоялась моя встреча с тремя молодыми людьми из той самой обители для тех, кто, живя светской жизнью, не смог преодолеть своей всепоглощающей страсти к наркотикам. Единственным спасением для них оказалась вера, хотя, если бы им об этом сказать раньше, вряд ли бы они восприняли это серьезно. Но это тема отдельного материала: парни были настолько откровенны, что их рассказ уже не смогла бы вместить сегодняшняя статья. Одно можно только сказать ‑ если за дело берутся такие священнослужители, как отец Сергий, можно надеяться хотя бы еще не на слишком большой, но все же успех. И ему надо помогать в том числе и тем, что не устраивать соблазнов в виде питейных заведений в самом центре села, рядом с храмом. Сегодня вопрос о возвращении церковного имущества религиозным организациям вызывает немало споров. Вот только в Гришине вряд ли кому-то пришло бы в голову возмущаться тем, что здание бывшего церковного казначейства вновь отошло бы под эгиду церкви. Те, у кого не осталось в душе ничего святого, - не в счет.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:23 Приняты законы об оптимизации местного самоуправления во Владимирской области
Сразу несколько взаимосвязанных областных законов приняли 23 апреля депутаты Законодательного Собрания. Поэтому их и называют пакетом законов. А взаимосвязаны они тем, что открывают путь к преобразованиям в местном самоу…
вчера в 18:36 Людмила Романова представила доклад о своей деятельности депутатам Заксобрания
На апрельском заседании Законодательного Собрания Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова представила свой ежегодный доклад на основе жалоб и обращений людей, поступивших к омбудсмену в…