Формирование Общественной палаты (ОП) области, как мы не раз сообщали, затянулось уже почти на целый год и сопровождается поспешными изменениями закона, обращениями в прокуратуру и суды, вплоть до Конституционного, и в Общественную палату РФ. И вот представители Общественной палаты РФ и Общественного совета Центрального федерального округа приехали на месте разобраться в том, что происходит.
Федеральный уровень представляли член Общественной палаты России Мария Каннабих, председатель комиссии по вопросам регионального развития, местного самоуправления и предпринимательства Общественного совета ЦФО Сергей Рудов и начальник отдела по работе с общественными и религиозными организациями аппарата полпреда Президента РФ в ЦФО Марина Белогубова.Гости сразу заявили, что не будут делать никаких окончательных выводов и заявлений, пока детально не ознакомятся с ситуацией. Письменных обращений о проблемах формирования Общественной палаты области оказалось недостаточно.
И гости просили изложить главные проблемы в живом общении. Тем более что столь затянувшегося формирования Общественной палаты, как во Владимирской области, не было пока ни в одном регионе, где вообще такие палаты созданы.
Члены областной Общественной палаты изложили, в чем, собственно, камень преткновения, вернее камни. Михаил Осокин, Наталия Новожилова рассказали и о спорных положениях закона об областной Общественной палате, принятого с преодолением вето губернатора, и о нарушениях, которые общественники усматривают при формировании последней трети Общественной палаты с участием органов местного самоуправления. Именно по этому поводу идут сейчас судебные разбирательства. Аппарат ЗС уже объявил списки избранных, а члены Общественной палаты от губернатора с законностью процедуры не согласны. Однако перспективы туманные, потому что, по словам Михаила Осокина, суду трудно выносить четкие решения о формированиях гражданского общества. Нужны именно советы «третьей стороны», которой могли бы стать коллеги из Общественной палаты России и ЦФО. Ведь именно отход от ряда принципиальных положений федерального закона об ОП вызвал возражения губернатора и многих общественников. В частности, многие не согласны с тем, что, в отличие от федеральной Общественной палаты, члены Общественной палаты области не обязаны приостанавливать членство в партиях. Отсюда и получается, что при формировании палаты явно проявляются партийные интересы фракции, преобладающей в Заксобрании. В Общественную палату области избраны даже работники регионального аппарата партии «Единая Россия». В итоге ОП превращается в орган межпартийной борьбы, а зачем еще один такой, если уже есть Заксобрание с его фракциями, - возникает риторический вопрос.
Несмотря на то, что коллеги с федерального уровня старались не высказывать окончательных оценок, по ходу беседы было видно, что их особенно удивило именно партийное влияние на Общественную палату области. Мария Каннабих настойчиво расспрашивала о том, почему при отсутствии избранного оргкомитета, как требуется по закону, уже произошли выборы последней трети ОП. Однако члены Общественной палаты, назначенные губернатором, сами удивлены и оскорблены тем, что выборы проведены, по сути, у них за спиной.
Было видно, что гости хотят услышать варианты выхода из ситуации «клинча», как выразился Сергей Рудов. И предложения были высказаны. В частности, Наталия Новожилова предлагает сохранить до конца двухлетних полномочий первый состав Общественной палаты в числе 29 членов, избрание которых законно. (Впрочем, и здесь не все гладко: недавно выяснилось, что выдвинувшая Бориса Анчугина общественная организация «Борисвет» уже не действовала как зарегистрированная государством на момент его избрания от Заксобрания в Общественную палату.) И, наконец, есть вполне понятное предложение многих ‑ привести областной закон об Общественной палате в соответствие с федеральным.
Но насколько велика вероятность реализации этих предложений при нынешнем раскладе сил в Законодательном Собрании? У ряда членов Общественной палаты растет убеждение, что их работа в составе такой палаты теряет смысл.
Со своей стороны, Мария Каннабих и Сергей Рудов высказали надежды на планируемую экспертизу регионального законодательства об Общественных палатах. Выводы этой экспертизы помогли бы скорректировать закон Владимирской области.