Природными богатствами Владимирская область не обделена. Есть у нас даже золото и нефть. Только пока, как говорится, овчинка выделки не стоит. Торф, известняк и песок - на сегодняшний день ресурсы куда более важные для экономики региона. О новых инвестиционных проектах в сфере использования этих полезных ископаемых рассказал журналистам директор департамента природопользования и охраны окружающей среды Алексей Мигачев.
ТорфПрошлогодние пожары заставили государство всерьез задуматься о стратегии обращения с торфом. С одной стороны, это топливо и удобрение, с другой - источник опасности и огромного ущерба.
О необходимости обводнения торфяников экологи кричат уже несколько лет (см. публикацию в «ВВ» «Среда обитания: нелегкий выбор между экологической и энергетической безопасностью» от 05.08.2009), но так называемые «хозяйственники» до последнего времени об этом и слышать не хотели - слишком много вложено средств в осушение болот, чтобы так вот ими распорядиться. И не сейчас, так когда-нибудь торфоразработки пригодятся.
Однако знойным летом 2010-го из задымленной Москвы прозвучало указание: затапливать! Губернатор Московской области тут же запросил астрономическую сумму на эту работу - 25 миллиардов рублей. Взята она была, предполагает Алексей Мигачев, с потолка. Вывод такой он делает, опираясь на собственный опыт. У нас ведь тоже собираются рекультивировать торфяники. Только ведь это сложная инженерная работа. Где поставить плотины, какие расчистить, а может, и заново устроить каналы, как поведут себя водоемы - на все эти вопросы должны заранее дать ответ геологи. Так что в этом году в муниципалитетах будут восстанавливать пожарные пруды, чтобы больше не пришлось, в случае чего, тянуть водоводы с помощью армии за десятки километров. А следующий шаг - инженерное обследование территории, подлежащей затоплению. На основании полученных данных будет заказан проект конкретных гидротехнических решений. Только тогда и можно будет говорить о цене вопроса и просить денег из федерального бюджета.
- Главное, чтобы со стороны государства внимание к этому вопросу не ослабло. А то боюсь, что будет нормальное лето и проблема отпадет, - заявил Алексей Мигачев, у которого появился весьма впечатляющий «экономический» довод в пользу целесообразности затопления торфяников. Дело в том, что под водой идет торфообразование. Ценный ресурс прирастает на 3 миллиметра в год. А будучи оставленным на воздухе, он портится - всего за два года превращается в перегной. Директор департамента природопользования просто однажды взял и подсчитал: на 20 тысячах гектаров осушенных болот мы ежегодно теряем торфа в десять раз больше, чем добываем.
Так что три четверти торфоразработок области подлежат затоплению. Это официальная позиция администрации региона. Оставшаяся часть будет отдана крупному инвестору, купившему предприятие «Владимирторф». Алексей Мигачев сообщил, что этот проект связан с именем Давида Якобашвили, совладельца компании «Вимм-Билль-Данн», недавно продавшего эти активы «ПепсиКо». По словам Алексея Мигачева, высвободившиеся средства бизнесмен намерен вложить в новый энергетический проект, и Владимирская область станет его пилотным регионом. В замыслах инвестора - не только добыча торфа, но и переработка его в топливные пеллеты для котельных, которые эта же компания намерена взять в аренду и переоборудовать. Для негазифицированных уголков области это - благо, поскольку торф дешевле и чище угля и мазута, считает Алексей Мигачев. Намерения эти закреплены соглашением между инвестором и губернатором, в настоящее время прорабатываются детали бизнес-плана.
Нефть
Что же касается нефти, то прогнозный запас в области есть. В окрестностях села Чамерево Судогодского района лет пять назад была обнаружена большая полость на глубине 1,2 километра. Газпрому выдали лицензию на разведку предполагаемого месторождения. Но из-за отсутствия финансирования (разведочная скважина стоила по тем временам 50 миллионов рублей) работа так и не была осуществлена. Так что нефтедобыча для нашей области по-прежнему остается фантастикой, что, впрочем, не так уж плохо с точки зрения экологов. Тем не менее при определенных обстоятельствах об этой полости могут и вспомнить. Из нее получится отличное газохранилище, даже если нефти там все-таки нет.
В целом же в 2010 году добыча полезных ископаемых выросла на 20%. Отрасль постепенно выкарабкивается из кризиса, хотя и медленнее, чем экономика в целом. Это неудивительно: в нашей области добывают материалы для строительной сферы, которая до сих пор не оправилась от финансовых потрясений. Зато геологоразведка значительно опережает добычу, так что природных богатств хватит и будущим поколениям владимирцев.