Так председатель областного суда Александр Малышкин охарактеризовал ход избирательной кампании. В 2010 году во Владимирской области судами всех уровней рассмотрено 214788 уголовных, гражданских и административных дел (по всем направлениям судопроизводства рост 6% к уровню 2009 года). Причем рост по гражданским делам составил 10%!
Эти цифры привел вчера председатель Владимирского областного суда Александр Малышкин в ходе совещания Владимирского областного суда, Арбитражного суда Владимирской области и регионального Управления Судебного департамента. И результаты, по словам Александра Малышкина, свидетельствуют о нескольких вещах. Во-первых, в обществе нарастает конфликтность во всех сферах, а во-вторых - многие муниципальные органы власти, различные организации «вместо прямого выполнения своих функциональных обязанностей при малейшей возможности направляют заявителей в суды и только при получении судебного решения начинают хоть как-то действовать». Но есть и позитив ‑ люди, по словам председателя ВОС, «привыкают действовать в правовом поле, что свидетельствует о росте доверия к судебной системе».Одна из сохраняющихся проблем - непомерно большая нагрузка на судей (в среднем 63 дела в месяц на человека). Больше всего с проблемами сталкиваются мировые судьи. В 2010 году они рассмотрели 168931 дело (78,6% от числа всех дел в области) и большая их часть - 97% - дела об административных правонарушениях. Среднеобластной показатель нагрузки по делам такого рода на мирового судью - 104,2 дела, в то время как в среднем по стране ‑ 77 дел в месяц. Но и средняя цифра не предел - так, в Собинском районе некоторые судьи, по словам Малышкина, умудряются рассматривать в месяц до 173 административных дел.
Совершению повторных правонарушений, считает председатель облсуда, способствует безнаказанность тех, кто уходит от административной ответственности и не платит штрафы. Так, в прошлом году в общей сложности мировые судьи выписали штрафов на 24 млн 670 тысяч рублей, а фактически было уплачено лишь 7 млн 367 тысяч рублей, или 29,5%. В отношении гражданских и уголовных дел нагрузка на мировых судей не превышает среднероссийской (114,8 против 136 и 5,8 против 6 соответственно), но даже в абсолютном выражении эти цифры, как дал понять Александр Викторович, немалые. Необходимо также повышать статус работников аппарата судебных участков, убежден председатель облсуда.
- Работа помощника мирового судьи до сих пор не засчитывается в юридический стаж. У меня нет объяснения этому факту, - сказал Александр Малышкин.
Говоря о федеральных судьях, докладчик сообщил, что по итогам года ими рассмотрено на 6% дел больше (37 719). Средняя нагрузка на них чуть ниже общероссийской - 17,2 против 17,8 дела в месяц.
Существенная часть осужденных, по словам Александра Викторовича, «изолируется от общества по статьям Уголовного кодекса, которые предусматривают и иные виды наказания». И тут как никогда важна ответственность судей за правильное решение.
- Речь не идет о послаблении к лицам, совершившим тяжкие преступления против личности или собственности, речь о должной дифференциации ответственности по категориям преступлений, независимо от личности виновного. Подчеркиваю, что практика идет по пути применения альтернативных видов наказания, - сказал председатель облсуда.
Определяющим фактором эффективности правосудия является соблюдение разумных сроков рассмотрения дел. Александр Малышкин предупредил коллег, что с волокитой «будут бороться вплоть до снятия судей с должностей».
Отдельно он остановился на том, как в области проходит избирательная кампания по выборам в органы местного самоуправления. По его словам, «областной суд не мог предвидеть той степени ожесточенности, с которой идет эта кампания». Не могли судьи предвидеть и такого количества исков - уже около 200. «И это ведь еще первый этап кампании, - продолжает Александр Викторович, - после которого начнется непосредственно агитация, а потом пойдут подсчеты итогов...» По его словам, необходимо, чтобы подобные дела рассматривали наиболее опытные судьи. «Задача всех судов ‑ спокойно разобраться в огромном объеме фактического материала и принять решение на основе строго формализованного избирательного законодательства».