Среди вопросов, включенных в повестку дня коллегии обладминистрации, два, без преувеличения, напрямую касались каждого жителя области. Один из них - о мерах, которые необходимо предпринять для повышения противопожарной безопасности. Он, образно говоря, разбивается на два. Первый - что надо сделать для минимизации риска возникновения лесных и торфяных пожаров и их угрозы. Второй - о том же, но более глобальный.
Кто поставит
заслон огню?
Прошедшее лето расставило все по своим местам. И никто уже не возражает: система противопожарной безопасности - забота общая. Во Владимирской области 199 населенных пунктов имеют общие границы (протяженностью 541 километр) с лесами, 31 - с торфяниками. В опасной близости от торфяных болот и торфоразработок расположены 49 важных экономических и социальных объектов, в том числе - два детских лагеря отдыха.
Прогноз на нынешний год - опять неблагоприятный. Другое дело, что повторения ситуации прошлого года быть не должно. Хотя бы потому, что должны быть приняты все возможные меры безопасности. И для этого сейчас делается беспрецедентно много. Как подчеркнул на недавнем заседании областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций начальник Главного управления МЧС Сергей Мамеев, «времена изменились».
Все структуры, отвечающие за противопожарное состояние лесов и торфяников, теперь не жалеют средств на закупку необходимой техники. В ближайших планах - приобретение беспилотных летательных аппаратов для воздушного контроля ситуации. Мера вынужденная: как показал опыт, в условиях сильного задымления «обычная» авиация летает с трудом.
Уже принято решение: все вертолеты всех силовых структур будут оборудованы сбрасывающими устройствами для тушения лесных пожаров. Готовятся летчики для мотодельтапланов. Областной департамент лесного хозяйства создает диспетчерский центр для контроля ситуации. Опять же - мера, почерпнутая из прошлогоднего опыта.
Между тем на коллегии областной администрации больше говорили о проблемах. И многие из них без понимания и содействия со стороны органов местного самоуправления (МСУ) решить крайне сложно. К примеру, в Киржачском районе 86% населенных пунктов, угроза которым от лесных пожаров вполне реальна, не имеют необходимого водоснабжения. В Селивановском районе - все 100%. И так далее. От МСУ требуется с этим делом разобраться - их вотчина. Пока особых усилий в этом направлении не отмечается.
Впрочем, судя по всему, ситуация скоро изменится. Нынешний год начальник ГУ МЧС назвал «годом проверок». И проверять будут всех. Уже в конце марта область подвергнется тотальной инспекции правительственной комиссии. Отчет о ее работе ляжет на стол Президента России. И спрос будет жесткий.
Проверкам подвергнутся все потенциально опасные места, уровень оснащенности «ликвидаторов пожаров», качество опашки населенных пунктов и т.д и т.п. И основной упор будет сделан именно на ответственность местного самоуправления.
Причем комиссия будет проверять не только подготовку противопожарных сил по поводу ликвидации лесных пожаров, но и выполнение требований технического регламента по «прикрытию» населенных пунктов пожарными. Регламент четко устанавливает время реагирования на возникновение пожара. К примеру, если в городе оно составляет 10 минут, то пожарные расчеты обязаны в этот норматив уложиться. У нас сейчас из 2523 населенных пунктов «прикрыты» 2069, и по этому показателю мы в Центральном федеральном округе числимся в отстающих.
В рамки регламента «не укладываются» 453 сельских поселения. Своих пожарных дружин в них нет, до ближайшей - многие километры. Случись пожар - спасайтесь сами. Так живут 19 тысяч человек. Хуже всего ситуация, как это ни покажется странным, в западных районах области. О чем говорить, если целый город - Карабаново - вообще не имеет пожарной охраны. Население города - 17 тысяч человек. И вопрос никак не решится уже несколько лет.
Программа мероприятий по прикрытию разработана давно. В некоторых районах, к примеру в Ковровском, она активно выполняется. Местные власти изыскивают средства на создание пожарных дружин и закупку техники. В других районах предпочитают рассказывать о трудностях и разводить руками - нет денег. Как резюмировал Сергей Мамеев, «кто понимает, что от пожаров теряет больше, тот занимается делом»...
А кто - лишится должности?
Еще один важный вопрос повестки дня коллегии - меры, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности. Важен он не только потому, что это веление времени. Это еще и требование федерального законодательства.
Согласно закону № 261-ФЗ, к 1 января 2011 года все здания, находящиеся в собственности бюджетов всех уровней, непременно должны быть оснащены приборами учета. Мониторинг, проведенный областным департаментом ЖКХ, показал: здания, числящиеся в областной собственности, оборудованы ПУ на все сто процентов. Иными словами, требования законодательства выполнены. У муниципалов ситуация иная. 61% их зданий оборудованы счетчиками тепловой энергии, 62% - водомерами для холодной воды и лишь 22,5% - счетчиками воды горячей. Причем это усредненные показатели. В «разбросе» по городам и районам все намного «интереснее».
Полностью исполнили требования закона города Радужный, Карабаново, Камешково, Собинка, Суздаль, Юрьев-Польский, Судогда, Суздальский и Юрьев-Польский районы и некоторые другие «младшие» муниципалитеты. Те, кто до сих пор не удосужился исполнить требования, как один ссылаются на ставшую уже привычной «уважительную причину»: нехватку финансирования. Хотя, как напомнил директор областного департамента ЖКХ, выполнение требований госпрограммы энергосбережения и повышения энергоэффективности является одним из основных критериев получения федеральных субсидий. Закон действует с 2009 года, так что времени для его исполнения было достаточно.
В Радужном эти работы ведутся еще с конца 90-х годов прошлого века. Как итог: не только все «бюджетные» здания и многоквартирные жилые дома оборудованы приборами учета, но и еще в городе создана автоматизированная система учета и контроля, открытая для любого пользователя. На домах установлены автоматические регуляторы подачи тепла.
Система контроля «обкатана» досконально. В полночь первого числа месяца, следующего за расчетным, автоматически снимаются показатели счетчиков. Уже к 10 часам утра они обрабатываются.
Всего на установку приборов учета в жилых домах местный бюджет потратил 17 миллионов рублей, еще 2 миллиона - на оборудование муниципальных зданий. В итоге всех этих мер только по бюджетным зданиям экономия, к примеру, горячей воды составила 30%, теплоносителя - 5%. Можно прикинуть, что вложенные средства очень быстро окупаются.
Но этого не понимают или не знают во многих других муниципалитетах. К примеру, в Коврове даже усредненные показатели недотягивают и до отметки в 50%. А реально они намного ниже. Представители горадминистрации оправдываются тем, что «бюджет так был сформирован». В этом году на выполнение требований законодательства необходимо изыскать 14 миллионов рублей. Вроде бы как их нашли...
В Лакинске на ноябрь 2009 года не было ни одного прибора учета. Даже на системе уличного освещения все расходы рассчитывались по нормативам. Сейчас ситуация немного лучше. К примеру, в зданиях, относящихся к ведению муниципалитета, установлены три тепловых счетчика. А надо девять. «Мы исправимся», - заверяет представитель горадминистрации.
Итог обсуждению подвел губернатор, напомнивший, что игнорировать федеральное законодательство как минимум рискованно. «Мы можем по суду снять с должности любого главу за неисполнение закона», - отметил Николай Владимирович...