«Память - свойство души хранить, помнить сознание о былом». Владимир Даль. В рамках проекта «ВВ» внимательно отслеживается каждая публикация о Владимире и Владимирском крае, и можно с уверенностью сказать, что к источникам краеНЕведения добавились печатное издание ВПОО «Милосердие и порядок» и краеведческий сайт этого ВПОО. Председатель Организации - депутат ГД РФ Григорий Аникеев.
Вдохновитель появления неточностей «лучший друг ВПОО «Милосердие и порядок» (так сообщалось в одной из недавних публикаций ВПОО) Михаил Пленкин - председатель приснопамятного Владимирского городского краеведческого общества, скандально созданного в 2008 году.В первых публикациях проекта приводилось большое количество примеров вопиющего «краеНЕведения», источниками которого являются не только книги залетных авторов, но и сборники статей владимирских краеведов.
Очередной «краеНЕведческий шедевр» под заголовком «Всякому мила своя сторона» ВПОО «Милосердие и порядок» выпустила на прошлой неделе тиражом (106100 экз.) и распространила среди владимирцев накануне Международного женского дня 8 Марта.
Учитывая, что автор материала выдает за истину те «краеведческие заблуждения», на которые особо обращалось внимание в публикациях проекта «ВВ» - «Генплан Владимира ‑ шедевр краеНЕведения» («ВВ» от 17.12.2010) и «Кто рождает «историческую» кривду» («ВВ» от 10.12.2010), мы считаем оправданным называть имена авторов «краеНЕведческой» публикации.
История не подчиняется авторитетам
Итак, автор краеНЕведческой статьи Елена Николаева. В своей публикации она пытается опереться на авторитет Л.В.Дудоровой и много ссылается на ее книгу «Старый Владимир», вышедшую в 1998 году небольшим тиражом в 999 экз.
Л.В.Дудорова ‑ историк и замечательный архитектуровед. Она является одним из авторов Проекта реконструкции исторического ядра г. Владимира, разработанного под руководством И.В.Столетова.
Лидия Васильевна входит в число авторов академического издания «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России». Этот огромный по объему фундаментальный труд сразу же с момента выхода в свет является библиографической редкостью. Так, Владимирской области будет посвящено шесть томов. Будет, потому что первый том вышел в 2004 г., второй ‑ в 2009 г., остальные ‑ в работе.
Издание - великолепное. Для справки: в первом томе (общий обзор области, город Владимир и Александровский район) почти полторы тысячи статей о памятниках архитектуры, 49 карт и схем, 47 рисунков, 181 план зданий, 893 фотографии. Огромная библиография и упоминание более чем о 850 архитекторах, владельцах зданий и усадеб и прочих лицах.
Второй том (Вязниковский, Гороховецкий и Гусь-Хрустальный районы) примерно такой же по объему информации.
Это настоящая краеведческая литература, на которую можно тратить деньги. Правда, и в академическом издании встречаются досадные ошибки и неточности.
Дело чести любого владимирского краеведа иметь в своей библиотеке и книгу Л.В.Дудоровой «Старый Владимир». Лидия Васильевна непревзойденный знаток истории улиц и домов старого Владимира. Но когда она уходит за пределы своих профессиональных знаний, доверяясь сведениям других краеведов, в ее статьи и книги вкрадываются и ошибки, и неточности, и нелепости.
Как мы уже указывали, это удел почти всех без исключения краеведческих альманахов, сборников и монографий. И очень плохо, когда реакцией на нашу критику по существу (без ссылки на фамилии) вдруг появляются подобные ляпы (это уже пятый с момента публикаций «Шедевр краеНЕведения» и «Душа краеведческого общества», от которых начался наш проект).
В книге Л.В.Дудоровой «Старый Владимир» наберется не один десяток ошибок и неточностей. Лишь некоторые из них были приведены в публикациях проекта «ВВ» в качестве примеров характерных ошибок, допускаемых краеведами в своих статьях и книгах.
Трудно назвать простым совпадением, что именно эти примеры оспариваются в «краеведческом опусе» Еленой Николаевой. Здесь просматривается рука «большого друга» ВПОО «Милосердие и порядок» Михаила Пленкина или другого человека, так же плохо знающего Владимир, для которого Лидия Дудорова, конечно же, непререкаемый во всем авторитет.
К сожалению, краеведение (как и история, география и другие научные дисциплины) не подчиняется никаким авторитетам.
Об основании Владимира
Л.В.Дудорова продолжает считать, что наш город, скорее всего, был основан не Владимиром Красное Солнышко, а Владимиром Мономахом. Это тот случай, когда историки и краеведы все еще могут продолжать вести дискуссии. Вот только доводы сторон должны быть корректными, и уж никак нельзя приводить в качестве аргументов мнения «авторитетов»: «Еще до революции краевед Бунин писал, «что только при Владимире Мономахе стал упоминаться в летописях Владимир на Клязьме».
Напомним, что в некоторых летописях (Новгородской, Авраамки и др.) сказано, что в конце XI ‑ начале XII века (годы указываются разные) Владимир Мономах поставил здесь город (то есть возвел грандиозные крепостные валы и стены протяженностью 2,5 км). Но ведь это не противоречит тому, что город Владимир здесь уже существовал, на что, кстати, прямо указывает Львовская летопись.
На то, что Владимир основан Владимиром Красное Солнышко, указывают Степенная книга, Софийская, Тверская, Воскресенская, Никоновская, Устюжная и др. летописи. Так, например, в Ипатьевской летописи сказано: «В лето 6498-е (990-е от Рождества Христова) пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залескую… и поставити тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем, и созда церковь Пресвятые Богородицы соборную, повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора».
Сегодня гораздо интереснее выяснить, кто и по какой причине впервые оспорил эти сведения. На наш взгляд, первые «сомнения» относятся лишь ко второй четверти XVIII века и указывают на Василия Татищева.
А вот дальше в статье идут неоспоримые ошибки и неточности.
В материалах «ВВ» приводилась «краеведческая» нелепость, закрепленная в генплане: «Предшествующее городу поселение, до получения официального названия Владимир, по всей вероятности, называлось «Залешский». Так чиновники уяснили для себя неловкое выражение: «Город Владимир в те времена называли «Залешский». Если бы было сказано, что город назывался Владимир-Залешский, одним ляпом в генплане было бы меньше.
Лидия Дудорова считает, что «периметр укреплений города Мономаха (того самого Владимира-Залешского) составлял 2,5 км, а площадь города равнялась 6,25 га».
Ошибки в величинах очень распространены у краеведов (на самом деле площадь города Мономаха составляла 35,5 га). Ощутите разницу.
Чертов Яр, или Чертовье
«Так называется большой овраг, расположенный в юго-западной стороне Владимира, где сегодня находится стадион «Торпедо» - в который раз повторяют владимирские краеведы непростительную для них ошибку (а строго говоря ‑ и не одну).
Природная «чаша», в которой расположен стадион «Торпедо», никак не подходит под определение овраг. Котловина ‑ другое дело. За свою форму она с давних пор получила название - Лохань.
А вот Чертовым Яром, или Чертовьем, местные жители иногда называют действительно большой овраг, вершина которого подходит к зданию филармонии на Садовой площади. Сосенские улицы расположены как раз между Лоханью и Чертопольем ‑ так правильно называется овраг, в чем можно убедиться по многочисленным картам XVIII-XX веков. А по другую сторону оврага располагалась деревня Быковка. Слово «чертополье» происходит от слова «черта» - черта в поле, межа, граница. По границе оврага долгое время (до конца 20-х годов прошлого века) проходила граница города Владимира. Из-за фонологической близости основ «чёрт» и «черта» с подачи некоторых краеведов овраг Чертополье зовут и Чертовьем, и Чертовым Яром.
Валы, долины, горы
В рассказе о Козловом вале сказано, что «сад Козлова граничил с Патриаршим садом, занимающим южные склоны этой части города ‑ вплоть до Торгового моста». В действительности Патриарший сад не заходил за пределы улицы Нижней Егорьевской (Владимирский спуск). То есть находился на таком же расстоянии от Торгового моста, как и сегодня.
Ничем не подтверждено, что «на месте, где сейчас располагается промышленная зона города с химическим заводом и заводом «Автоприбор», находилась Ярунова долина, где в дохристианские времена устраивались языческие праздники в честь бога Яруна». Слишком далеко от города дохристианских времен!
Побасенка про то, как «остудили» себя на Студеной горе две соперницы (отчего и гору назвали Студеной), выдаваемая за «народное предание», - это типичное лубочное творчество (и не столь важно, в XIX или в XXI веке она придумана). «Легенды», подобные тому, как «увяз ненавистный князь Кий, а народ с горы кричал: «Вязни, Кий», отсюда и Вязники» - антипод краеведению.
Статья Е.Николаевой заканчивается информацией о том, что «этот материал будет размещен на сайте «Владимирский край», который был создан по инициативе депутата Государственной Думы РФ Григория Аникеева.
На этот сайт редко кто заглядывает, кроме группы краеведов ‑ авторов публикаций «Библиотеки» сайта. Во всяком случае, в разделе «Отзывы» за второй год существования сайта не появилось ни одного отзыва.