Только за январь 2011 года в ДТП с участием пассажирских автобусов в нашем крае пострадало 26 человек Вас когда-нибудь высаживали в нескольких метрах от остановки, причем уже непосредственно на проезжей части? То, что автобусы и маршрутки сегодня выстраиваются в два, а то и в три ряда, дабы «собрать» как можно больше пассажиров, готовых заплатить, казалось бы, всего-навсего 12 рублей за проезд, стало, увы, делом обыденным.
Война
на дорогах
Количество пассажирского транспорта с каждым годом увеличивается, и ему, как видно невооруженным глазом, становится на дорогах тесно. Дабы не остаться в обиде, водители совершают скоростные маневры, которые неизбежно ведут к авариям и жертвам ни в чем не повинных людей. Статистика на начало текущего года, мягко говоря, удручающая: 14 дорожно-транспортных происшествий в январе, в результате которых 25 человек ранено и один погиб. Причем каждое второе произошло по вине водителей автобусов. Для сравнения: за аналогичный период 2010 года по вине водителя автобуса произошло только одно ДТП.
Безусловно, впору ссылаться и на погодные условия, плохо расчищенные остановки, снежные насыпи по краям проезжей части, но эти причины незначительны по сравнению с более серьезными.
- Тут, на мой взгляд, целый комплекс причин, - подчеркивает Валерий Прохоров, и.о. начальника организационно-аналитического отдела Управления Госавтодорнадзора по Владимирской области. - Основных, пожалуй, две. Во-первых, это отсутствие контроля за выполнением маршрутов непосредственно на проезжей части. Мы уже неоднократно обращались к органам местного самоуправления с просьбой установить диспетчерские пункты. Во-вторых, многое упирается в систему оплаты труда. Водители гонятся за прибылью, стараясь выполнить план и заработать. Отсюда и неоправданная спешка, нарушение правил дорожного движения.
Рыночные отношения делают погоду и на дорогах. Хотя не секрет, что доминирующая компания-перевозчик в областном центре имеется. Но внутренняя конкуренция, по всей видимости, тоже не оставляет водителей в покое, а следовательно, страдают и пассажиры.
- У нас самые большие претензии к администрации областного центра, - отмечает Валерий Прохоров. - Поскольку более 80% происшествий с участием автобусов в прошлом году приходилось как раз на городские маршруты. Уровень аварийности в областном центре (количество ДТП на 10 тысяч транспортных средств) более чем в 8 раз превысил аналогичный показатель в Москве.
Да, кто-то решит, что лучше и вовсе стоять в пробках, как в перегруженной транспортом столице, нежели нестись на всех парах, пытаясь вклиниться между маршруткой и троллейбусом... В целом же по ЦФО наш регион по безопасности пассажирских перевозок находится на 16-м месте из 18-ти возможных. Хуже дела обстоят только лишь в Ивановской и Костромской областях.
В наказание -
минимальный штраф
Во избежание серьезных ДТП, как выясняется, необходим жесткий контроль непосредственно на дороге - организация диспетчерских пунктов. Это на совести органов местного самоуправления, которым соответствующие письма инспектора областного Управления Госавтодорнадзора отправляли уже не один раз. Однако если ДТП уже случилось, необходимо нарушителей наказать. Но и это сделать отнюдь не просто.
В прошлом году были два крупных ДТП с участием автобусов, по которым проводились инспекцией внеплановые проверки. Было составлено два протокола по статье 14.1 части 4, предусматривающей административное приостановление деятельности перевозчика. К сожалению, в обоих случаях судьи арбитражного суда ограничились наложением штрафа. Между тем эти происшествия имели широкий резонанс.
- Прошлым летом водителем автобуса был сбит насмерть пешеход, - рассказывает Валерий Прохоров. - В ходе внеплановой проверки нами было доказано, что накануне межсменный отдых водителя составлял 7 часов, когда, согласно законодательству, он должен был быть не менее 12 часов. Это было четко доказано путевыми листами. Однако судья ограничился штрафом в четыре тысячи рублей.
Одним из ДТП, вызвавших большой резонанс, стала авария, в которой в декабре прошлого года пострадало 16 человек. Эта ситуация также была рассмотрена в арбитражном суде. Инспекторы привели в доказательство серьезные нарушения: у водителя, виновника ДТП, не было предрейсового медосмотра, в журнале имелась лишь формальная запись, а в путевом листе - штамп организации, которая давно является банкротом. Но экспертиза, проведенная после аварии, показала, что он трезв, и суд назначил штраф в размере трех тысяч рублей.
Очевидно, что эти мизерные штрафы - ничто для перевозчиков. Выходит, необходимо всячески контролировать соблюдение порядка на маршрутах во избежание серьезных ДТП, и это остается на совести органов местного самоуправления. Иными словами, нельзя допустить ситуацию, когда крупные перевозчики сами начинают диктовать условия...