Ее прихода ждут с нетерпением ‑ как спасения от одиночества, мрачных мыслей и всех болезней сразу. И она никогда не подводит, даря пожилым людям радость и улыбку.
Ирина Дмитриева более десяти лет работает социальным работником во Владимире. Участок у нее непростой ‑ проспект Ленина, Перекопский военный городок, улицы Стасова, Сурикова, Балакирева. Многие дома здесь старые, с крутыми лестницами в подъездах, без лифтов. Именно в таких живут ее подопечные ‑ пожилые люди и инвалиды, которые нуждаются в посторонней помощи. Сейчас их восемь. Самой «молоденькой» ‑ 73 года, есть и такие, кому за 90 лет, как шутливо называет их сама Ирина Михайловна, «рожденные революцией».- Всех люблю, привыкаю к ним, они родными мне становятся, - с улыбкой говорит она. ‑ Часто расстаться не можем, поглажу их перед уходом по руке, по голове. Иной раз «новенькие» капризничают, бывают даже агрессивными, трудно с ними, а потом оказывается, что у них это защитная реакция. Просто они боятся беспомощности, незнакомых людей и тяжело переживают, когда их бросают, оставляют в одиночестве близкие родственники: дети, племянники, внуки.
У Ирины Михайловны призвание помогать и оберегать стариков, которые так нуждаются в заботе, внимании и добром слове. Она сама воспитывает двоих сыновей, а недавно похоронила маму. Потому так по-женски и по-дочернему искренне переживает за каждого из своих подопечных, зная историю их жизни во всех подробностях и деталях. Что приходится делать? Купать, кормить, переодевать, прибираться в квартире, стирать, таскать сумки с продуктами и бегать по аптекам, чтобы сэкономить маленькую пенсию - найти лекарства подешевле. Приходится заходить и в поликлиники, чтобы добиться направления к нужному врачу, оформить документы, в том числе и на назначение группы инвалидности. Услуги соцработника пожилые люди не оплачивают, если их пенсия равна прожиточному минимуму (сейчас он составляет 4681 рубль). Если она больше, то берется 25% от разницы пенсии и прожиточного минимума. Если же человеку требуется много лекарств, то он платит всего 10-15%.
Устраивать кого-то из пожилых людей в дом-интернат за годы работы Ирине Михайловне не приходилось, а вот хоронить, увы, не раз... И уговаривать мужа, чтобы согласился приютить осиротевших домашних животных. А еще - взять к себе жить больного немощного дедушку…
Ирина Михайловна устраивает для своих подопечных праздники, покупая подарки и сладости, разглядывая вместе с ними старинные фотографии и слушая их воспоминания…
Так случилось, что одна из тех пенсионерок, за кем сотруднице центра социального обслуживания приходится ухаживать сейчас, сама всю жизнь посвятила заботе о больных людях. Элеонора Владимировна Занозина многие годы работала фельдшером, операционной сестрой, массажистом ‑ сначала в военном госпитале, затем в отделении травматологии областной клинической больницы и, наконец, в детском реабилитационном центре в Пиганове. Истории вылеченных детей она готова рассказывать беспрерывно. Скольких на ноги поставила благодаря правильному уходу и лечебному массажу, не сосчитать! Говорит, что рядом с ней работали замечательные врачи, подававшие пример бескорыстного служения своему делу.
Элеоноре Владимировне с детства пришлось пережить тяготы военных лет. В 1941-м ребенком ее вместе с другими воспитанниками детского сада эвакуировали из Москвы. По дороге поезд попал под бомбежку, в результате девочка потерялась и до конца войны жила в детском доме. Только в 1945 году ее отыскал отец, выписавшийся из военного госпиталя после ранения… Впоследствии Нора окончила московское медучилище и выучилась на фельдшера…
Год назад с пенсионеркой случилось несчастье ‑ в собственном доме провалилась в погреб глубиной два метра. Ударилась о цементный пол и с травмами и переломами пролежала сутки, пока не забеспокоились родственники: телефон не отвечал. Вытаскивать женщину пришлось сотрудникам МЧС. Первую медицинскую помощь, спустившись в подпол, оказывал молодой фельдшер скорой помощи Роман Бурцев.
В результате несчастья Элеонора Владимировна попала в родной Пигановский центр. Из-за переломов бедра пришлось перенести болезненные операции и длительный этап реабилитации, который, впрочем, продолжается до сих пор. В трудные минуты переносить страдания от сильной боли ей помогали картины Али Зиновьевой, девочки, рисующей ногами, которая когда-то лечилась у нее. Сейчас восстанавливаться Элеоноре Владимировне помогает социальный работник.
- Ирина Михайловна ухаживает за мной уже несколько месяцев, - говорит пенсионерка. ‑ Я ей доверяю, как родной. Она меня забирала из больницы, возила и в протезную мастерскую, и полечить зубы, а когда везла на операцию ‑ плакала…
- Волевой и настырной Элеонора Владимировна была с детства, такой остается до сих пор, - улыбаясь, рассказывает Ирина Михайловна. ‑ Сейчас она уже начала передвигаться с ходунками. Уверена, благодаря своему сильному характеру она поднимется на ноги. Для меня это будет самой лучшей наградой.