Во Владимирской области в настоящее время 19,7 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья. Увы, с годами их число не уменьшается, а растет. Всем ли из них удастся получить профессиональное образование в свете реформ нововведений и сохранятся ли для них существующие льготы?
Большая часть ребят обучается в специализированных домах-интернатах, к примеру, для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Меньшая часть ‑ в обычных школах вместе со своими сверстниками, и по рекомендациям врачей для отдельной группы ребят организовано надомное обучение. За последние два года налажен проект «Домашняя школа». 75 школьников из Мурома и Владимира получают образование с помощью современных дистанционных технологий.Законодательство РФ в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав детей с ограниченными возможностями, в том числе на профессиональное образование и профессиональную подготовку. Особенности обучения детей с инвалидностью прописаны и в проекте нового закона «Об образовании», однако нечетко.
Сейчас в 37 областных учреждениях профессионального образования обучается около 22% подростков (2224 чел.), имеющих серьезные заболевания (2008 г. ‑ 2124 чел., 2009 г. - 3027) и состоящих на учете в медицинских учреждениях. Из них 181 человек ‑ с инвалидностью.
Наибольшее беспокойство вызывают выпускники коррекционных школ-интернатов из числа сирот, не имеющих основного общего образования. В 2008 году в областные государственные образовательные учреждения профессионального образования было принято 107 таких ребят, в 2009 году - 129 человек, в 2010 году ‑ 108 человек. Эти дети находятся на гособеспечении, имеют серьезные льготы и до 18 лет по областному закону имеют возможность выучиться бесплатно по двум специальностям.
Областными учреждениями профессионального образования накоплен опыт по обучению ребят с ограниченными возможностями здоровья. Самую многочисленную группу из этой категории составляют подростки с отклонениями в интеллектуальном развитии. Особое внимание уделяется выпускникам коррекционных школ VIII вида. В учреждениях начального и среднего профессионального образования специально организованы группы профессиональной подготовки, что облегчает социальную адаптацию и интеграцию ребят в общество.
В 2010‑2011 учебном году в 10-ти учреждениях созданы группы для профессиональной подготовки детей-инвалидов по профессиям швеи, каменщика, маляра, оператора ЭВМ. Это лицеи № 39, 7 и 9 во Владимире, а также училища № 11, г. Кольчугино; № 13, г. Гусь-Хрустальный; № 23, г. Суздаль; № 16, г. Ковров; № 45, г. Камешково; № 51, г. Муром, и № 14, г. Радужный.
Многолетнее сотрудничество связывает учреждения профессионального образования области и Владимирскую областную общественную организацию «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет», а также Владимирскую городскую общественную организацию инвалидов «Сочувствие».
В профессиональном лицее № 39 г. Владимира обучаются ребята с отклонениями в умственном развитии по профессии швея. Ежегодно практически все обучающиеся дети-инвалиды трудоустраиваются.
В профессиональном училище № 11 г. Кольчугино организовано обучение детей-инвалидов из дома-интерната. За каждой группой закреплен мастер производственного обучения. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья доставляются до профессионального училища транспортом с сопровождением работника дома-интерната.
В профессиональном училище № 14 г. Радужного ребята с ограниченными возможностями здоровья обучаются на операторов ЭВМ. В учреждении созданы для этого комфортные условия. Кроме занятий в современном компьютерном классе организованы спортивные тренировки в плавательном бассейне, оборудована комната гигиены. Ребят подвозят к месту учебы на автобусе.
Существенную помощь в процессе обучения особенных детей оказывают психологи и социальные педагоги, ставки которых сегодня заполнены на 89%.
Однако, несмотря на положительный опыт по профессиональному образованию детей-инвалидов, существует немало проблем. Во-первых, несовершенна нормативная правовая база, регламентирующая вопросы организации профессионального обучения и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, не имеющих основного общего образования, прежде всего детей-сирот. Во-вторых, перечень образовательных профессиональных программ за последние годы не расширяется, включает традиционные направления подготовки (швейное дело, малярно-штукатурное дело, цветоводство) и не в полной мере отражает потребности рынка труда области. Одним словом, шансов трудоустроиться мало. В-третьих, учреждения не располагают условиями для безбарьерного доступа инвалидов и организации коррекционной работы, в том числе их психолого-медико-педагогического сопровождения. Кроме того, не хватает квалифицированных кадров и неэффективна профессиональная ориентация выпускников коррекционных школ.
Как будет организовано профессиональное обучение и подготовка таких ребят после принятия закона «Об образовании»?
В законопроекте идет речь о развитии инклюзивного образования детей-инвалидов. Однако новый закон не регулирует вопросы финансового обеспечения детей с инвалидностью при получении ими образования. Законопроект не устанавливает размеры социальных стипендий, в том числе и в системе профессионального образования, норм по предельной плате за общежитие.
- Ликвидация начального профессионального образования к снижению доступности профессионального образования для социально уязвимых групп населения, в том числе и детей с инвалидностью, не приведет, - считает заместитель директора департамента образования Светлана Болтунова. ‑ Эти дети будут обучаться по программам начального и среднего профобразования, программам профподготовки в многоуровневых колледжах, которые мы сейчас создаем. Однако беспокоит, что выпускники коррекционных школ-интернатов закончат освоение программ профподготовки за один год, когда им исполнится всего 17 лет. В связи с трудовым законодательством им будет трудно устроиться на работу. Нужно вносить изменения в Трудовой кодекс, а также заключать межотраслевой договор, чтобы прописать льготы этим детям.