Модернизация энергетики области подтверждает: все новое ‑ это хорошо забытое старое. Торф ‑ опять в чести. Им собираются отапливать сельские школы, ФАПы и клубы.
«ВВ» уже рассказывали о крупном инвестиционном проекте в сфере освоения торфяных месторождений (см. «Во Владимирской области нашли нефть» от 26.02.2011). Тогда, напомним, мы сообщали, что предприятие «Владимирторф» было куплено крупным бизнесменом, бывшим совладельцем компании «Вимм-Билль-Данн» Давидом Якобашвили. В замыслах инвестора - не только добыча торфа, но и переработка его в топливные брикеты, а также производство оборудования для котельных, его техническое обслуживание и даже эксплуатация. Теперь начинают вырисовываться детали проекта. Основу бизнеса составят две производственные базы на крупных торфяных месторождениях: в поселке Мезиновском Гусь-Хрустального района и поселке Мирном Камешковского. Рынок сбыта бизнесмены уже начали формировать. Они ведут переговоры с представителями сельских поселений по переводу котельных на новый вид топлива.Администрация области эту инициативу поддерживает, поскольку видит возможность исправить таким образом сложную ситуацию с теплоснабжением сельской глубинки. Вот, например, в Александровском районе, в поселке Красное Пламя, тариф на тепло составляет 5600 рублей за Гкал. Это в четыре раза дороже, чем во Владимире. В итоге от центрального отопления население отказывается и выходит из положения как может: греется с помощью печек-буржуек, а то и электроприборов. Последний способ, правда, еще дороже, но их подключают, как правило, мимо счетчиков. Вследствие этих особенностей потребления электро-
энергии напряжение в деревенских сетях ниже нормы, в итоге некоторая техника просто не работает, а лампочки едва тлеют. В Андреевском сельском поселении в многоквартирных домах центральное отопление осталось лишь в квартирах педагогов, которые пользуются льготами. Отапливаются по две-три квартиры в доме, от этого услуга только дорожает. Да и модернизировать изношенные котельные при такой структуре потребления не на что. Отказаться от них вовсе тоже нельзя, так как они обогревают объекты соцкультбыта. Их содержание, в свою очередь, при существующих тарифах оборачивается дырой в бюджете.
Инвестор же предлагает муниципалитетам новые котлы, работающие на топливных брикетах. Их можно смонтировать в уже существующих котельных или поставить рядом в компактных модулях. Работать они будут автоматически, а управляться через Интернет. Таким образом, кочегары (а найти их сейчас проблема) больше не нужны. Да и по КПД современные котельные не сравнятся со старыми мазутными. Что касается эстетики и безопасности, то старожилов, еще помнящих чадящие и взрывающиеся торфяные котельные, представители инвестора успокоили: об этом не стоит и вспоминать. Топятся современные котельные не сырым торфом, а спрессованным в брикеты, по форме и величине напоминающие хоккейную шайбу. Энергетические ее свойства гарантированы и постоянны, а золы остается всего 3%. В таком виде торф чище и дешевле мазута, угля и тем более дров.
Сравнение с газом не будет столь однозначным. Муниципалитеты, куда голубое топливо должно прийти в ближайшие год-два, как поселок Головино, например, в целесообразности перевода котельных на торф сомневаются. Пока газ дешевле. Но это только пока, предупреждает инвестор. А вице-губернатор Алексей Конышев предлагает проанализировать европейский опыт, где торфу отдают предпочтение перед углеводородами как раз из экономических соображений. Кроме того, муниципалитетам приходится учитывать цену подключения. Цена модульной котельной, работающей на торфе и способной отапливать, например, школу, - 5-6 миллионов рублей. Разводящие газовые сети, как правило, обходятся дороже. Так что даже после газификации какие-то объекты, особенно если они стоят в стороне, могут по-прежнему работать на биотопливе.
Представители инвестора заверили администрацию области, что готовы работать по принятым в настоящее время тарифам, а в будущем сдерживать их рост. О снижении стоимости коммунальной услуги речи не идет ‑ к разочарованию местных властей Краснопламенского сельского поселения. Муниципалитетам предложено взвесить все за и против и принять решение об участии в проекте или отказе от него. Перечень котельных, которые подлежат переводу на торф, продолжает согласовываться. В нем около полутора десятков объектов в Александровском, Камешковском, Ковровском и Судогодском районах. Восемь котельных из этого списка обследованы специалистами. Часть из них, возможно, новый отопительный сезон начнут уже на торфе. К слову, одна подобная котельная в области успешно работает в селе Небылое Юрьев-Польского района уже три года.
Добавим, что этот инвестиционный проект в сфере использования торфа ‑ второй в нашей области. В Гусь-Хрустальном районе уже работает компания по производству топливных гранул. Впрочем, представитель инвестора Роман Сорокин говорит, что тесно им на рынке не будет, потому что он пока ‑ необъятный.