В Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника прошел 16-й областной конкурс знатоков отечественной истории «Эпоха великих реформ». В этом году его посвятили 150-летию отмены в России крепостного права. Организаторы ‑ комитет по молодежной политике администрации Владимирской области, областной департамент образования и Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Участниками конкурса стали старшеклассники из всех районов Владимирской области, всего 24 команды. Генеральный директор ВСМЗ Светлана Мельникова отметила, что у нынешней молодежи есть разные возможности получения знаний ‑ книги, СМИ, Интернет... Умение думать, анализировать - это, по ее словам, и есть самое большое завоевание свобод, начавшихся как раз в середине XIX века.- Мне очень приятно, что у вас есть огромное желание знать и понимать свою страну. Любовь к Родине определяется множеством вещей. Патриотизм ‑ это великое чувство. Но основа здорового патриотизма ‑ умение критически посмотреть на себя. И ваше желание знать страну, изучать ее ‑ это великая надежда на то, что вы вырастете сильными самостоятельными людьми. А это значит, что и страна наша будет сильной, - сказала Светлана Мельникова.
- Несмотря на то, что юридически манифест был подписан в 1861 году, еще очень много времени прошло, как свобода воцарилась в душах и головах людей. Переоценка этих событий происходит и сегодня. Мне бы хотелось чтобы вы, молодое поколение, были свободными, чтобы вами не могли манипулировать, а для этого вы должны стараться рассматривать разные точки зрения по различным событиям, иметь собственное мнение и высказывать его свободно. Это важно для цивилизованного мира, - отметил в свою очередь председатель комитета по молодежной политике Вячеслав Картухин.
Конкурс проходил в три тура. Почти на все вопросы первого этапа команды отвечали правильно. С легкостью ребята определили, что именно император Александр II был тем самым человеком, который в декабре 1862 года поучаствовал в организованной в «сельце Головино Покровского уезда» охоте на медведя, смертельно ранил зверя и в итоге подарил трофей устроителям мероприятия; что главным редактором журнала «Колокол», а заодно и конструктивным, по мнению императора, критиком происходящих реформ был Александр Герцен; наконец, что на Всемирной выставке в Париже в 1867 году деревянная русская изба, «сработанная артелью владимирских плотников без винта и гвоздя», заняла одно из центральных мест...
Во втором туре школьники работали в экспозициях музея. Их было несколько ‑ оружие и документы середины XIX века, культура той эпохи, промышленность Владимирской губернии, отрывки из фильмов на историческую тему и другие. К примеру, конкурсантам предстояло без подсказки указать, где именно на территории губернии располагались бумагопрядильные, ткацкие фабрики, фарфоровое, хрустальное производство, иконописные мастерские. Помимо прочего нужно было визуально определить, какое оружие использовалось в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов и какие тогда награды вручались.
По итогам первых двух туров определились финалисты. Ими стали сборная команда округа Муром, команда Ставровской средней школы Собинского района и команда средней школы № 1 города Меленки. Лучший в этой тройке выявился позже, третий тур прошел по правилам игры «брейн-ринг». На все вопросы безошибочно ответили школьники из Ставрова, они в итоге и стали лучшими в этом конкурсе. Ребята из Мурома заняли второе место, школьники из Меленок ‑ третье. Все финалисты в подарок получили красивые книги.