29 марта 2011 в 01:09

Американцы знали, что мы строили в казахской степи

Фото: автора.
2011-й в России ‑ Год космонавтики. 50 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин открыл перед человечеством «эру покорения космического пространства».  
Немало людей, работавших на Байконуре и связавших с этим местом свои жизнь и судьбу, живет в нашей области. Один из них ‑ житель Владимира Анатолий Корешков, свыше 20 лет проработавший на космодроме инженером-испытателем ракетно-космической техники. Помимо прочего сегодня Анатолий Корешков ‑ член Союза писателей России. И почти все свое творчество он посвящает теме покорения космоса.
В прошлом году вышла в свет его новая книга «За стеной секрета. Записки испытателя». Экземпляр есть в областной научной библиотеке имени Горького, также ее можно найти в книжных магазинах. В этой книге автор рассказывает о годах работы на Байконуре и о том, как попал туда, излагает свою версию гибели Гагарина, в корне отличающуюся от официальной.
О строящемся в СССР полигоне сообщил
«Голос Америки»
На Байконуре Анатолий Корешков оказался в 1957-м, после того, как два года после окончания военной академии имени Дзержинского отработал в одном из секретных московских НИИ. Говорит, что, еще будучи слушателем академии, он, как и другие его сокурсники, даже не подозревал, к чему именно готовят их в вузе. О том, что служить молодым инженерам предстоит на только строящемся ракетном полигоне (слова «космодром» в тогдашнем лексиконе еще не было), они узнали совершенной случайно ‑ из передачи радиостанции «Голос Америки». Сегодня ветеран космодрома со смехом вспоминает об этом. В те времена столичная молодежь частенько настраивалась на эту радиоволну, ну а американцы, как стало ясно, были в курсе того, что именно строят русские в казахской степи...
«Царь-ракета» полетела
Анатолий Анатольевич с удовольствием вспоминает годы, проведенные на Байконуре. Говорит, что работать ему и другим специалистам было невероятно интересно, несмотря на спартанские бытовые условия в первые годы.
Весной 1957 года на полигоне начались испытания ракеты Р-7, легендарной «семерки», которой суждено было вывести на земную орбиту первого в истории планеты человека. Но до этого еще было четыре года. Пока же шли попытки осуществить боевые запуски ракеты, но первые три запуска не состоялись, так как «семерку» преследовали неудачи ‑ ракета взрывалась в полете из-за пожара в двигателе, а однажды вообще не смогла взлететь из-за конструкторских ошибок. «Царь-пушка не стреляет, царь-колокол не звонит, значит, и царь-ракета не полетит», - говорили по этому поводу отчаявшиеся было специалисты. Все изменилось 21 августа 1957 года, в этот день был произведен первый удачный запуск, но не боевой. За несколько минут «семерка» достигла заданного района Камчатки и с этого дня вполне осязаемы стали планы по выведению на орбиту искусственного спутника Земли. Это историческое событие случилось 4 октября 1957 года. Как говорит Анатолий Корешков, ему запомнился не столько сам запуск спутника, сколько шумиха, которая поднялась за рубежом вокруг этого события уже на следующий день. «Только тогда мы осознали, что именно «натворили», - шутит ветеран.
Работал Анатолий Корешков в одной команде с Сергеем Павловичем Королевым, а позже встречался и с Юрием Гагариным. Ветеран рассказывает, что в самом начале будущий первый космонавт не произвел на него какого-то особого впечатления - «он был невысок ростом, да к тому же ниже нас по званию» (Корешков и его коллеги на тот момент уже имели на погонах капитанские звездочки, в то время как члены первого отряда космонавтов были еще старшими лейтенантами). Все будущие космонавты готовились к полету в равной степени. Анатолий Анатольевич говорит, что однажды стал свидетелем ситуации, которая, по его мнению, могла повлиять на выбор Сергеем Королевым кандидатуры первого космонавта.
- Сергей Павлович решил познакомить будущих космонавтов с космическим кораблем. Корабль стоял на отдельном стенде, в нем было уже кресло космонавта. Знакомясь с ним, члены отряда по очереди заходили внутрь и через некоторое время выходили обратно. И только Гагарин перед тем, как войти туда, сначала развязал шнурки и снял ботинки. Думаю, что Королев приметил эту деталь, что потом сказалось на его решении. Ну и, наверное, симпатия к Гагарину у него была. Все-таки улыбка у Юрия Алексеевича незабываемая, - вспоминает Корешков.
Но больше всего осталось впечатлений у него о запуске корабля «Восток» и о полете Гагарина. Дело в том, что первоначально мало кто из инженеров-испытателей верил в удачное завершение полета. «Но уже после приземления у нас у всех было ощущение настоящего подвига, была всеобщая радость, ликование», - рассказывает Корешков. Хотя дался полет, прямо скажем, непросто. За 108 минут, проведенных в космосе, жизнь первого космонавта не раз висела на волоске. Но об этом стало известно гораздо позже. Неприятности начались уже на старте.
- Когда ракета только начинала подниматься, отказал передатчик системы радиоуправления. А у нее была задача вывести корабль на расчетную орбиту. Слава богу имелась дублирующая автономная система, но с меньшей точностью. В итоге корабль вышел на орбиту на 40 км выше расчетной. Чем это грозило? Во-первых, не было точно известно, где Гагарин сядет. Так корабль и приземлился в Саратовской области, хотя команда спасателей ждала его в Казахстане, - продолжает автор.
Конструкторы, по словам Анатолия Корешкова, предусмотрели для пилота еще один вариант посадки.
- В случае отказа тормозного двигателя корабль должен был вернуться на Землю через 7-10 суток за счет естественного торможения в атмосфере. В соответствии с этим, по сути, аварийным режимом посадки корабль был укомплектован необходимым запасом продуктов питания, воды, кислорода. Расчеты же показали, что при такой высоте орбиты корабль мог летать около 20 суток, и космонавт в этом случае был обречен на неминуемую смерть. Вдобавок ко всему на борту к тому моменту отказала основная система регенерации воздуха, но, правда, заработала резервная. Тормозная двигательная установка включилась вовремя, и корабль перешел с орбиты на траекторию спуска к Земле. А на борту в это время возникли новые проблемы, - рассказывает ветеран.
- Оказалось, что после того как двигатель отработал, корабль начал вращаться вокруг собственной оси, что не было предусмотрено программой. Случился также сбой в автоматике корабля и по этой причине сразу после выключения двигателя не произошло отделения спускаемого аппарата от приборного отсека. Целых десять минут Гагарин летел в объятом пламенем корабле, находясь, по сути, между жизнью и смертью. И только через десять томительных минут аппарат все-таки отделился от отсека, и полет в итоге завершился благополучно. Заклинивание воздушного клапана в гермошлеме пилота во время спуска ‑ не в счет.
Гагарин получил не только звание Героя Советского Союза, но и повышение в воинском звании сразу на две ступени ‑ стартуя старшим лейтенантом, он возвратился на Землю уже майором. Новый статус получил и Байконур, официально ставший космодромом.
...Службу на Байконуре Анатолий Корешков закончил в 1977 году, после этого переехал с семьей во Владимир. Обо всем, что довелось пережить за многие годы, он теперь рассказывает в книгах, причем пишет не только прозу, но и стихи на тему покорения космоса. Периодически в честь памятной даты 12 апреля в числе других ветеранов космодрома он бывает в Москве и на Байконуре. «В те годы нам не разрешалось делать записи, поэтому все свои книги пишу по памяти, консультируясь с друзьями. Очень многие факты из жизни космодрома были десятилетиями скрыты от широкой общественности. Мне бы хотелось приоткрыть для читателей неизвестные страницы истории отечественной космонавтики», - сказал в заключение Анатолий Корешков.
Есть совет ветеранов космодрома
Ветеранов Байконура, проживающих во Владимирской области, объединяет областной совет ветеранов космодрома, руководит которым полковник в отставке заслуженный испытатель ракетной техники Михаил Яшуков. В составе организации - около тридцати человек. Это бывшие строители, инженеры, специалисты, а также их жены, долгие годы работавшие на космодроме по различным специальностям. Каждый из них может рассказать множество историй, связанных со службой. Сам Михаил Яшуков прослужил на космодроме 24 года и закончил службу в 1994-м. По его словам, о пополнении рядов в организации говорить не приходится. Но ветераны Байконура стараются поддерживать контакты между собой и своими коллегами в других регионах, а также встречаются со школьниками и рассказывают им о том, как начиналось покорение космоса. На сегодня насущная проблема ‑ нехватка средств, так как финансовых поступлений в организацию нет.
- В честь юбилея первого космического полета мы подготовили к изданию красочную листовку, она уже готова в компьютерном виде. Ее тираж - 500 экземпляров. На то, чтобы ее напечатать в типографии, нужно в общей сложности 20 тысяч рублей, но этих денег у нас нет. Надеемся, что неравнодушные люди все же окажут нам помощь в ее издании, - сказал Михаил Яшуков.


Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
18 минут назад Вязниковца приговорили к 5 годам колонии за совершение смертельного ДТП
В Коврове суд вынес приговор 20-летнему жителю города Вязники, признанному виновным в совершении ДТП, в котором один человек погиб и двое серьёзно пострадали.
44 минуты назад Прокуратура добивается закрытия банного комплекса в селе Богослово
Прокуратура Суздальского района требует через суд закрытия банно-гостиничного комплекса в селе Богослово под Владимиром. В ходе проверки было установлено, что туристический объект располагается на землях, предназначенных…