Существующая во Владимирской области система профессионального образования может и должна стать дополнительным ресурсом социально-экономического развития региона - так считают в областном департаменте образования.
Уже сейчас спрос на рабочие профессии по целому ряду отраслей доходит до 80%. Между тем выпускники школ по-прежнему выбирают в качестве приоритета для себя получение высшего, а не начального или среднего профессионального образования. Молодежь ориентируется на престижность более высокого уровня образования, но никак не на рынок труда...Менять пропорции ради развития экономики
На сегодня в 94 разноуровневых образовательных учреждениях области ‑ вузах, колледжах, техникумах, профессиональных училищах и лицеях ‑ обучается 88,7 тысячи человек по 287 специальностям. По данным департамента образования, соотношение численности обучающихся в системах начального, среднего и высшего профессионального образования составляет соответственно 1 : 3 : 8, в то время как для эффективного развития отраслей экономики страны необходима пропорция 4 : 2 : 1.
Система профессионального образования в ее нынешнем виде не справляется со своими функциями и обязанностями по подготовке современных квалифицированных специалистов, говорят представители бизнеса. По словам генерального директора ОАО «Завод «Автоприбор» Алексея Мельникова, эффективность молодых специалистов, когда они приходят на предприятие, в лучшем случае тянет на 50%. «То есть они способны самостоятельно выполнять только половину ожидаемой от них работы», - говорит гендиректор. Бизнес, между тем, предъявляет очень высокие требования к специалистам. «Они должны быть нацелены на качество и на результаты своей деятельности, обладать высоким уровнем ответственности, хорошим уровнем профессиональных теоретических и практических знаний, гибкостью мышления в решении профессиональных задач, стремлением к саморазвитию. Иными словами, если хочешь быть высококвалифицированным и хорошо оплачиваемым специалистом, нужно обладать перечисленными качествами. А закладываться и развиваться они должны в процессе профессионального обучения. Но, к сожалению, этого не происходит», - говорит Алексей Мельников.
- Мы на примере нашего кадрового агентства видим, как тяжело подбирается персонал, как тяжело соединяются требования работодателя и возможности конкретного выпускника, если он не попробовал себя в работе. Эту проблему больше замалчивать нельзя. Ведь родители платят немалые деньги за, по сути, абстрактное образование, которое потом неприменимо», - считает руководитель центра делового образования Торгово-промышленной палаты Владимирской области Елена Потапова.
На подготовку специалистов смогут влиять работодатели
Решить проблемы эти призвана новая структура, которую планируют создать в области ‑ Центр сертификации квалификаций. Этот центр, по словам заместителя директора департамента образования Светланы Болтуновой, призван объединить интересы представителей сферы образования и работодателей, заинтересованных в качественной подготовке выпускников. У работодателей, говорит Светлана Анатольевна, появится возможность самостоятельно формировать профессиональные стандарты, иными словами - непосредственные требования к уровню квалификации молодых специалистов.
- А какой здесь интерес у системы образования? Прежде всего, если будут сформированы заказы - «Чему именно учить?», стандарт, переданный образовательному учреждению, оно сможет усилить тот или иной блок подготовки учащихся именно с необходимыми компетенциями. То есть готовить выпускников уже не только по количеству ‑ столько-то строителей, столько-то автомехаников, а именно по содержанию, то есть с необходимым качеством подготовки, - сказала Светлана Болтунова.
В департаменте образования считают, что Центр сертификации квалификаций должен функционировать в рамках Торгово-промышленной палаты Владимирской области, по крайней мере, такой опыт уже есть в других регионах ‑ в Татарстане, Челябинской, Тамбовской, Воронежской областях. ТПП Владимирской области не против. Наоборот, выступила одним из инициаторов его создания. «Торгово-промышленная палата наряду с областной Ассоциацией работодателей и товаропроизводителей объединяет большинство предпринимателей, руководителей организаций различных форм собственности. А Российский союз промышленников и предпринимателей, представителем которого в регионе является ассоциация, еще в 2006 году выступил учредителем некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций». То есть на уровне страны промышленники объединились еще пять лет назад, чтобы получать квалифицированные кадры. Поэтому наша система образования очень заинтересована в сотрудничестве с этими организациями», - отметила Светлана Анатольевна.
Сертифицировать и выпускников, и работников со стажем
Другая задача, стоящая перед Центром сертификации, - определение уровня квалификации работников в соответствии с национальной рамкой квалификаций, иными словами, перечнем профессий и специальностей. Национальная рамка квалификаций действует во всех странах ‑ членах ВТО. Принята она и в России, но пока не работает. Дело в том, что ее внедрение сразу повлечет за собой необходимость очень большого количества изменений в Трудовой кодекс и другие нормативные документы. Так что пока доказать свою квалификацию работник может, лишь пройдя сертификацию на соответствие тем или иным профессиональным стандартам.
- Сертификация - это процесс присвоения специалистам статуса согласно их знаниям, доказанным при прохождении теста. В перспективе будущий Центр стандартизации квалификаций сможет сертифицировать не только выпускников учреждений профессионального образования, а и всех работников, которые давно работают на предприятии и которые уже получили этот уровень профессионального образования. В перспективе сертификация может стать обязательной, поскольку сертификация квалификаций и признание национальной рамки квалификаций - одно из условий вступления России в ВТО, - говорит Светлана Болтунова.
...С 1 сентября 2011 года все учреждения профессионального образования переходят на образовательные стандарты третьего поколения. Необходимость их введения обусловливается в том числе тем, что профессиональные стандарты формируются слишком медленно. Их наличием могут сегодня похвастаться лишь наиболее передовые отрасли промышленности, в частности нефте- и газодобыча. Благодаря новым стандартам работодатели смогут сами участвовать в формировании образовательных программ, то есть непосредственно влиять на содержание образования.
Модернизация системы профессионального образования во Владимирской области идет уже несколько лет. У нас пошли по пути укрупнения образовательных учреждений, в частности, именно так в Вязниках и Александрове были созданы соответственно Вязниковский механико-технологический и Александровский промышленно-гуманитарный техникумы. То, что учеба там популярна у местной молодежи, доказывает выполнение техникумами ежегодных планов приема. Кроме того, идет процесс объединения между собой малокомплектных училищ и лицеев. Реорганизованный таким образом в Ковровский промышленно-гуманитарный техникум бывший профессиональный лицей № 35 города Коврова стал в 2008 году победителем национального проекта «Образование». Сейчас идет процесс подготовки к реорганизации владимирского профлицея № 7 в технологический колледж.
- Это делается для того, чтобы ребенок, придя в это учреждение после 9-го класса, сначала получил там рабочую профессию, с которой он сможет начать работать. Но если молодой человек успешно учился, если у него есть интеллектуальный потенциал, он в дальнейшем сможет продолжить обучение по родственной специальности в рамках одного образовательного учреждения, то есть получит уже среднее профессиональное образование, - поясняет Светлана Болтунова.
Чиновники, по ее словам, стараются наладить активное взаимодействие с работодателями в плане привлечения их к поддержке успешно обучающихся ребят и их дальнейшему трудоустройству. Один из примеров такого взаимодействия - сотрудничество профессионального училища № 30 и завода «Автоприбор». Ребята, обучающиеся там, дополнительно получают стипендию от предприятия.
«Зарплату не обеспечивают, ее зарабатывают!»
Сегодня подготовка учащихся училища № 30 практически полностью осуществляется на базе учебной площадки «Автоприбора». На заводе оборудованы современные лаборатории, учебные классы и мастерские. У работников предприятия есть возможность получить высшее образование в корпоративном институте ВлГУ, на заводе проходят практику студенты других факультетов университета. Все эти меры, как говорят на предприятии, позволяют эффективно решать в дальнейшем кадровую проблему. Один из самых чувствительных вопросов ‑ заработная плата работников. Не секрет, что рабочие профессии сегодня перестали быть привлекательны для молодежи именно по причине низкой оплаты труда. В свою очередь производственники готовы с цифрами в руках опровергнуть это мнение. По словам заместителя генерального директора по персоналу ОАО «Завод «Автоприбор» Галины Мизелевой, на предприятии есть примеры, когда заработная плата рабочих достигает 30-40 тысяч рублей. Такой доход, к примеру, имеют наладчики станков с программным обеспечением.
- Такой уровень заработной платы был у нас даже тогда, когда мы еще не вышли на полные обороты после кризиса. Мы, в свою очередь, все условия создаем для того, чтобы люди могли заработать деньги, и многих квалифицированных рабочих мы закрепили у себя именно за счет нормальной системы оплаты труда. Прежде всего нужно выполнять план, обеспечивать качество, эффективно организовывать свой труд и повышать выработку, - говорит Галина Мизелева.
Завод наряду с ТПП выступил инициатором создания Центра сертификации квалификаций. Бизнесмены готовы вложиться финансово в создание новой структуры, при условии, что и со стороны государства будет поддержка. И предприятие готово выступить площадкой для будущего Центра сертификации, поскольку уже сейчас имеет возможность проводить сертификацию специалистов самых разных профессий.