Очередной прием в Вязниковской общественной приемной под руководством Татьяны Маштаковой провела руководитель ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» главный эксперт по МСЭ по Владимирской области Зинаида Козырева.
Первой посетительницей стала жительница Мстеры, еще не достигшая пенсионного возраста, но почти всю жизнь, со школьных лет, имеющая серьезную болезнь почек. По ее словам, и местные врачи, и владимирские не раз писали в медицинских документах, что ей положена первая группа инвалидности. Тем более что женщина не операбельна из-за невозможности применения наркоза. Но эксперты посчитали, что ей можно дать лишь вторую группу.
Зинаида Козырева пояснила, что любая группа устанавливается, если есть три фактора ‑ нарушение здоровья, ограничение жизнедеятельности и необходимость социальной защиты. По первому фактору оценивается степень нарушения функций той или иной системы. Судя по данным справки, привезенной мстерянкой, у нее установлено стойкое выраженное нарушение функций, а для первой группы оно должно быть еще и значительным. Кроме того, инвалид 1-й группы практически не может себя обслуживать, но в данном случае, несмотря на всю тяжесть заболевания, об этом речи не идет. Правда, подчеркнула главный эксперт, состояние здоровья может меняться, и если женщина придет на МСЭ через полгода, показатели могут быть уже другими.
Жительница города, 1938 года рождения, пришла в приемную тоже с вопросом о повышении группы инвалидности. Сейчас у нее вторая группа по зрению ‑ пенсионерка не узнает на улице людей, не может читать, в магазинах не видит ценники. На оба глаза сделана операция по удалению катаракты, на один глаз ‑ глаукомы, за второй глаз врачи не берутся. Зинаида Козырева проинформировала посетительницу, что все экспертные решения выносятся на лучше видящий глаз, причем она может обращаться на МСЭ с той частотой, с какой считает нужным, - хоть пять раз в год. Сейчас из-за отсутствия амбулаторной карты трудно сказать, в какой степени у женщины нарушены функции зрения, но если оценивать визуально, состояние промежуточное ‑ между 1-й и 2-й группой. Кстати, пояснила Козырева, проблема многих пожилых людей заключается в том, что экспертное решение выносится только после удаления катаракты по остаточному принципу, а они зачастую не решаются на операции. Если же операция невозможна по каким-либо показателям, то это должно быть зафиксировано в направлении на МСЭ ‑ тогда там будет другой подход к обратившемуся человеку.
Женщина 30 лет в 2010 году получила бытовую травму при падении с высоты. С тех пор у нее наблюдаются кратковременные приступы, хотя эпилепсическими в чистом виде их не назовешь. Группу инвалидности ей дали третью, по общему заболеванию, бессрочную. Нельзя ли получить вторую группу, тем более что в последнее время приступы стали куда чаще? Ответ главного эксперта: приступы должны быть зафиксированы в медицинских документах, в амбулаторной карте, и только тогда они будут приняты во внимание. Можно обратиться в лечебно-профилактическое учреждение, где будет проведено тщательное обследование в специализированном отделении.
Еще один посетитель, 52 лет, прошел три сложные операции в связи с удалением грыжи. Осложнение после первой операции, по его мнению, случилось в связи с тем, что он не смог выдержать как следует предписанного режима ‑ занимался физическим трудом. Но как иначе, если приходится работать? Сразу, как будет закрыт больничный лист после последней операции, снова предстоит то же самое. Отсюда и вопрос: нельзя ли получить группу инвалидности? Зинаида Козырева ответила, что сама по себе операция по удалению грыжи, с ее последствиями, не является поводом для инвалидности. На спаечную болезнь сразу после операции обследовать пациента также никто не будет. Но можно обследовать другие функции организма. Тем более что, исходя из рассказа посетителя, у него вполне могут быть нарушения со стороны органов кровообращения.
…На все вопросы посетители приемной получили подробные, квалифицированные ответы. И им остается только правильно воспользоваться полученными советами.