12 апреля в день 50-летия первого полета в космос у монумента на месте падения самолета с Гагариным и Серегиным было очень многолюдно. С утра начали подъезжать автобусы, люди несли цветы, читали собственные стихи, ветераны Байконура рассказывали о своей службе на космодроме... Школьников, людей зрелого возраста, даже инвалидов на колясках - всех объединила общая скорбь.
Одна из самых загадочных трагедий прошлого века - гибель первого космонавта Юрия Гагарина и летчика Владимира Серегина 27 марта 1968 года - до сих пор будоражит умы и воображение соотечественников. Однозначной версии гибели пилотов МИГ-15 до сих пор нет. Выдвинуто немало версий, но на главный вопрос, что происходило с самолетом и пилотами в последние 60 секунд рокового полета, ответа нет. Специалисты чаще всего говорят, что в момент падения Гагарин и Серегин находились без сознания, поэтому и не могли вывести машину из пике. А виной тому стал незакрытый вентиляционный люк.Расследование катастрофы продолжается и сегодня с учетом современных знаний и уровня развития техники. Но тщательность, с которой в 1968 году были проведены обследования места падения самолета, и объем собранного материала и сегодня не имеют аналогов в мировой практике расследования авиакатастроф. На месте падения под Киржачом было собрано более 90% самолета, тогда как обычно собирают не более 60%. Самый крупный человеческий фрагмент - кисть левой руки Гагарина - был обнаружен в обломках левой панели первой кабины. Среди обломков нашли также подошвы и часть ботинка. Скрупулезный анализ подошв обуви позволил сделать вывод, что самолетом управлял в момент падения Серегин.
Более 20 лет тема падения самолета Гагарина фактически была под запретом. Материалы, собранные госкомиссией, увидели свет только в 1989 году. То, что кабины не были загерметизированы, было установлено еще госкомиссией. Кран вентиляции первой кабины, у Гагарина, был открыт на 48%. Об этом летчики могли узнать только на высоте более 2 тысяч метров, по показаниям приборов. Серегин с Гагариным развернулись, чтобы экстренно снизить высоту полета. Дальше случилось непонятное. Машина пошла вниз и не вышла из пике. В незагерметизированной кабине давление росло лавинообразно. В первые же 5-7 секунд летчики получили аэродинамический удар, пикирование происходило в неуправляемом режиме и через 22 секунды машина разбилась. Летчикам просто не хватило времени прийти в себя.
Вот такая версия, хотя и она слабое утешение. Не уберегли первого космонавта, не понимали, что он уже часть истории и не вправе рисковать собой ни при каких обстоятельствах. Об этом говорили все выступавшие на стихийных митингах у монумента. Если б берегли, вполне возможно, Гагарин был бы жив и сегодня. И праздник 12 апреля как день первого полета человека в космос получил бы совсем иное «наполнение»...