Сын прославленного олимпийского чемпиона был очевидцем трагедии в Японии. Ушедший из жизни легендарный спортсмен Николай Андрианов с 1994 года работал тренером в Токио. По просьбе своего японского друга-соперника он воспитывал там поколение молодых гимнастов. Когда ему предложили возглавить гимнастическую школу во Владимире, Николай Ефимович вернулся в родной город. В качестве преемника туда отправился его сын Сергей.
- В России я работал гимнастом-акробатом в цирковой компании, - рассказывает Сергей Андрианов. - Получив травму, некоторое время проработал в нашей гимнастической школе, но зар-плата, мягко говоря, не позволяла вести должный образ жизни. Когда отец вернулся из Японии, то предложил мне отправиться работать на его место, и я, взвесив все «за» и «против», понял, что там будет лучше.
Зарплата опытного тренера с именем в Японии в три раза превышает подобный заработок в России. Чувствует же себя в этой восточной стране мастер спорта международного класса комфортно. Да и ученики там более дисциплинированные, что особо отмечает Сергей:
- Русское общество богато талантами, но жутко недисциплинированное, у японцев все наоборот. А дисциплина, как известно, бьет класс. Тренеру проще работать с дисциплинированными учениками. Талантливый человек капризен, не организован. Добиться победы в многоборье может только талантливый человек, а если мы говорим о командной работе, системной, о победах на Олимпиаде, то тут нужна железная дисциплина.
Палками там, правда, уже давно не наказывают, да и не нужно это. Обращаются ученики к тренеру уважительно - сэнсэй. Вот только слушаются беспрекословно только японцев, а с иностранными тренерами могут и капризничать. И тем не менее в гимнастику в Японии идут лучшие из лучших, этот вид спорта очень популярен там. Поэтому работать можно в свое удовольствие.
- В России тренер ведет своего ученика с самого начала и до значительных побед, - рассказывает Сергей Николаевич. - В Японии все не так, там гимнаста ведут от тренера к тренеру. Сначала у тебя один тренер, потом - другой, в высшей школе - третий и т.д. Государство, кстати, деньги в гимнастику не вкладывает. Родители платят порядка 150 долларов в месяц. И каждая японская семья может себе это позволить.
Почему же россияне теряют свои позиции в спортивной гимнастике сейчас? На этот вопрос Сергей Андрианов ответил уверенно:
- Должен быть человек, за которым потянется молодежь, такими были в свое время Андрианов, Артемов, Королев, Щерба, Немов... Такого гимнаста в данный момент нет. Как только он появится, тогда можно будет о чем-то говорить.
Очевидно, что не только факт работы наших специалистов за рубежом, с иностранными спортсменами, влияет на общий мировой рейтинг. А японцам нужно отдать должное в дисциплине не только в спорте, но и во время жизненных коллизий. В день землетрясения, 11 марта, Сергей Андрианов был у себя дома в Токио.
- Я находился дома, собирался на тренировку, поскольку на следующий день в нашем гимнастическом клубе должны были состояться соревнования, - рассказывает тренер. - Случилось это в половине третьего дня, меня начало трясти. Но я сначала не обратил внимания, поскольку такое там нередко случается. Но потом сила толчков увеличилась. Пришлось выбежать из дома, асфальт ходил под ногами, столбы ходили ходуном. Потом все повторилось.
Когда Сергей пришел в гимнастический зал на тренировку, то увидел, что стеклянные щиты на потолке разбиты вдребезги и упали на пол. На следующий день после землетрясения работа транспорта, мобильной связи постепенно восстановилась. И японское общество через пару дней снова заработало, как часы.
- Если поезд в метро должен прийти в 15 часов 31 минуту, то он так и приходит, - рассказывает Сергей. - Человек в Японии живет по расписанию. Начальник дает ему инструкцию, и он по ней живет. Хорошо это или плохо, сказать сложно. У них так принято, они живут по этим законам.
А вот компания «Аэрофлот», поднявшая в несколько раз цены на билеты после трагедии, живет, видимо, по законам иным. Сергей отмечал, что обычно билет туда-обратно (из России в Японию) стоит порядка тысячи долларов, но во время трагедии цены выросли до пяти-семи тысяч долларов, причем в один конец. Россияне же, несмотря ни на что, старались покинуть Японию, в основном русские жены японцев.
- В Японии все говорят, что все хорошо, - отмечает тренер. - Там обычный ритм жизни, единственное, перестали они пить воду из водопровода, они даже кипяток раньше наливали из-под крана и заваривали таким образом чай. Скупили в магазинах воду, хлеб, молоко, макароны быстрого приготовления, что они любят больше всего. В целом обстановка нормальная. И я вернулся по другим обстоятельствам, которые всем вам известны.
Потеря родного отца - прославленного гимнаста Николая Андрианова - заставила Сергея прилететь сюда. Пока он находится во Владимире, не исключая возможности остаться в родной стране, если удастся получить достойное предложение о работе.