Росреестр призывает шире использовать возможности своего интернет-портала государственных услуг, оказываемых в электронном виде. Этому был посвящен первый вопрос на заседании координационного комитета совета по взаимодействию и координации деятельности администрации области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти 19 мая.
Совет заседал на этот раз под председательством первого вице-губернатора Вячеслава Кузина. Об основных результатах работы и перспективах развития интернет-портала Росреестра доложили руководитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Владимир Наумов и директор ФГУ «Земельная кадастровая палата» Ольга Карелина.Смысл в том, что все больше различных сервисов, связанных с регистрацией прав на недвижимое имущество, доступно в Интернете на портале Росреестра (portal.rosreestr.ru). Там можно, например, получить информацию из Единого госреестра регистрации прав - ЕГРП. Уже в ближайшее время там можно будет увидеть подробную публичную кадастровую карту земельных участков на территории области, которые прошли межевание. Можно проследить, в каком состоянии ваше заявление на регистрацию права собственности (пока его надо подавать «вживую»). Но все документы можно подготовить с помощью специальной программы ‑ опять-таки в электронном виде. Есть возможность узнать все основные параметры земельного участка по его кадастровому номеру, кроме сведений о владельце, которые намеренно скрыты от случайных глаз. Особенно развиты на портале сервисы, которые связаны с земельными участками и кадастром.
Выгоды, казалось бы, очевидны: экономия времени и бумажной работы, сокращение очередей в пунктах регистрации. Правительство всячески стимулирует электронный путь оформления многих документов, вплоть до того, что оформление электронного документа на портале заметно дешевле бумажного.
Однако всегда при внедрении нового много всяческих «но». Почему пока не так активно пользуются люди порталом госуслуг Росреестра, как хотелось бы? Почему гораздо чаще предпочитают по старинке оформить не виртуальный документ с электронной подписью, а бумажный, с чернильной подписью и живой печатью? Эти вопросы задавал докладчикам Вячеслав Кузин.
Во-первых, пока пользуются электронным путем в основном только специалисты ‑ кадастровые инженеры, риэлторы. Все-таки премудрости программного обеспечения надо освоить, а простым людям нечасто приходится обращаться в Росреестр. Есть и другая сторона. Оказывается, в самих государственных и муниципальных, финансовых органах электронные документы не вызывают такого доверия, как бумажные. Синяя печать и подпись от руки вроде как солиднее и достовернее. Хотя на том же портале есть сервис, позволяющий проверить подлинность электронного документа.
Вот почему весь посыл выступлений В.Наумова и О.Карелиной, учитывая формат обсуждения, был направлен самим чиновникам ‑ федеральным, областным и муниципальным. Пусть подадут пример использования возможностей портала Росреестра! В решение координационного совета, во-первых, включена рекомендация руководителям федеральных, областных и муниципальных структур в регионе - до 10 июня провести инструктивные занятия с ответственными должностными лицами о порядке работы с электронными документами, выданными управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Владимирской области и ФГУ «Земельная кадастровая палата».
Также рекомендовано использовать информационную систему предварительной подготовки данных, размещенную на портале гос-услуг Росреестра ‑ portal.rosreestr.ru. Кстати, по словам Владимира Наумова, это один из самых популярных сервисов.
И, наконец, рекомендовано вести информационный обмен документами с «Земельной кадастровой палатой» в электронном виде с использованием ЭЦП ‑ электронной цифровой подписи. Кроме очевидной перспективности к этому побуждает специальное постановление от 18 августа 2008 года № 618.