24 мая 2011 в 00:26

Областной молодежный парламент: опыт, проблемы, перспективы

С 2006 года во Владимирской области развивается молодежное парламентское движение. Состоялось три созыва областного молодежного парламента по два года каждый. Впереди 4-й созыв. Самое время оценить достигнутое и задуматься о будущем, что мы и сделали в беседе с председателем областного комитета по молодежной политике Вячеславом Картухиным.  
- Вячеслав Юрьевич, как бы вы определили промежуточные итоги деятельности молодежного парламента? Соответствуют ли итоги целям, для которых он создавался?
- Цель - представительство молодежи, как от муниципальных образований области, так и от ведущих общественных организаций, достигалась в каждом созыве молодежного парламента. Хотелось бы особо отметить, что молодежный парламент это все-таки общественная структура. Она действует абсолютно на безвозмездной основе. Молодые люди приходят в парламент, по сути, как волонтеры - активные, со своими идеями, проектами. Молодежный парламент призван в первую очередь достигать цели обучающие, подготовительные. Ни у кого не должно складываться впечатление, что он должен соответствовать, например, уровню Госдумы, Законодательного Собрания области. Мы открыто должны говорить о том, что это, по сути, деловая ролевая игра, своеобразный тренинг. Молодые люди получают возможность, прежде всего, участвовать в принятии управленческих решений. Они становятся реальными участниками событий, с ними советуются. Молодежный парламент не может принять закон или другой нормативно-правовой акт, но может разрабатывать их проекты. Правда, для их реализации требуется решение губернатора или Законодательного Собрания. А молодежный парламент лишь вносит свои рекомендации, предложения. И с этой позиции, на мой взгляд, парламент всех трех созывов выполнил свою функцию.
- Пусть это пока лишь тренинг парламентской работы, но взаимодействие с представителями власти было самое настоящее. Как оно повлияло на депутатов молодежного парламента?
- Те молодые люди, которые были в парламентах всех трех созывов, выросли как личности. Во многом потому, что они имели возможность общаться с людьми, которые облечены властными полномочиями - с губернатором области, заместителями губернатора, председателем Законодательного Собрания области, его заместителями и председателями комитетов, Счетной палатой области. Никаких проблем никогда не возникало и с тем, чтобы пригласить на заседания молодежного парламента руководителей структурных подразделений администрации области, обсудить с ними конкретные вопросы. Те из молодых парламентариев, кто активно участвовал в работе (не все, к сожалению, активно работали), безусловно, получили реальное представление о том, как вообще работает система власти - как принимаются решения, на что они направлены, как взаимодействуют ветви власти. Кроме этого у ребят была уникальная возможность согласовывать разные мнения внутри парламента. Голосованием решали, поддержать какую-то инициативу или нет, выйти куда-то выше с этой инициативой или не выходить. В этом плане молодежный парламент продемонстрировал цивилизованный путь согласования различных взглядов. Это было и в первом созыве. Более острыми дискуссиями запомнился второй созыв, менее острыми ‑ третий, во многом потому, что ребята обсуждали достаточно много вопросов, которые имеют ключевое значение для жизни региона.
- Какие, например?
- Например, губернатор принимал решение получить мнение молодежного парламента по таким вопросам, как проекты целевых программ противодействия наркомании или комплекс мер по профилактике экстремизма. Губернатор не просто обратился к парламенту, а прислушался к его мнению, потому что было очень много предложений, и большая часть их была учтена и использовалась в работе. В результате с прошлого года активно внедряется грантовая система для некоммерческих организаций, которые эффективно работают в направлении борьбы с наркоманией. Грантовый фонд распределяется на конкурсной основе. Нет никакой пристрастности: грант может получить любая общественная организация. Главное, чтобы она была эффективной с точки зрения работы для профилактики наркомании.
Я бы отметил и такую тему, как поддержка многодетных семей. Парламент третьего созыва предложил ее обсудить. Было несколько неожиданно и для органов власти, когда на заседание пришла мама 16 детей и рассказала о том, как живет ее семья в Суздальском районе. Подчеркну, что наши молодые парламентарии сами нашли эту многодетную маму, съездили посмотрели, как она живет. И вскоре после того, как молодежный парламент рассмотрел проблемы многодетных семей, эта тема была поднята и на встрече Президента РФ с многодетными мамами. Это говорит о том, что наши молодые парламентарии стараются рассматривать вопросы, которые реально затрагивают интересы жителей, и не только молодежи.
- Удачен ли механизм формирования молодежного парламента? Меняется ли он от созыва к созыву?
- Каждый созыв мы несколько корректируем процесс формирования молодежного парламента, чтобы как можно шире открыть дорогу наиболее талантливым, активным молодым людям. Здесь у нас есть проблемы. Все три созыва у нас одна из частей парламента, 21 депутат, формируется из представителей муниципалитетов. И проблема здесь, с одной стороны, объективна, а с другой - говорит о некоторых сложностях в отношении руководителей местных органов власти к формированию молодежного парламента. Объективная сторона в том, что активно участвовать - ежедневно, еженедельно - в работе парламента представителям муниципалитетов очень сложно - тяжело часто ездить во Владимир. В результате ребята из муниципалитетов по большей части были несколько оторваны от жизни парламента, хотя руководство молодежного парламента использует современные средства связи ‑ электронную почту, другие возможности - для общения. Но этого, конечно, недостаточно. Но есть и другая сторона: уже не раз высказывались пожелания, чтобы депутаты областного молодежного парламента активнее себя проявляли и в его работе, и внутри своих муниципалитетов. Они должны смелее поднимать существующие проблемы, выступать с инициативами. С этим на протяжении трех созывов ощущался определенный дефицит именно со стороны тех депутатов, которые представляют муниципалитеты.
- Может быть, что-то надо изменить при формировании молодежного парламента 4-го созыва?
- Несмотря на все сказанное, уйти от схемы привлечения молодежи с мест в областной молодежный парламент мы посчитали неправильным. Поэтому при формировании 4-го созыва 21 депутат будет по-прежнему выдвинут именно от муниципалитетов. В парламенте, как правило, всего 45 депутатов. Вторая часть, то есть 24 депутата, до сегодняшнего момента формировалась из числа представителей молодежных организаций, которые входят в реестр пользующихся господдержкой. Организаций таких более 20, их конференция избирала 24 депутата. Способ достаточно открытый. Но с чем мы столкнулись? Во-первых, направленность отдельных организаций, даже входящих в реестр, не вполне соответствует деятельности молодежного парламента. Некоторые слишком узко специализированы. Часть ребят просто-напросто не смогли себя найти в парламенте, оказались не готовы к публичной работе. Формат конференции не позволял оперативно заменять таких парламентариев. А по каждому поводу собирать эту конференцию достаточно непросто.
- Что же делать? Какие есть варианты?
- Мы в областном комитете по молодежной политике совместно с председателем областного молодежного парламента долго думали, как нам повысить эффективность парламента. И пришли к решению, что надо влиять на процедуру его формирования. Итак, 21 депутат от муниципалитетов - это незыблемо, при всех проблемах, которые есть. Мы все-таки рассчитываем, что главы местного самоуправления совместно с молодежным активом обратят самое пристальное внимание на тех, кого они делегируют в наш молодежный парламент. Надо, чтобы это действительно были лидеры общественного мнения в молодежной среде, хорошие ораторы, защитники интересов молодежи, готовые для продвижения инициатив с местного уровня.
Но мы можем изменить схему формирования второй части парламента, из 24 депутатов от общественных организаций. На обсуждение депутатов на последнем заседании 3-го созыва был вынесен вопрос о том, чтобы формирование этой части происходило не путем конференции, а чтобы список из 24 депутатов формировался комитетом по молодежной политике после консультаций с ведущими молодежными общественными организациями.
- Как встретили депутаты такой вариант? Были, наверное, и споры?
- Спор произошел жаркий, и это, наверное, была одна из самых ярких дискуссий всех созывов. Какие доводы мы высказали? По всем законодательным нормам, работу с молодежью в регионе обеспечивает региональная исполнительная власть. Комитет по молодежной политике всегда ‑ все три созыва - курировал областной молодежный парламент, и у нас сложились достаточно доверительные, партнерские отношения. Комитет взаимодействует со множеством общественных организаций и имеет представление о том, какие есть лидеры и как они себя проявляют. В результате наш вариант получил поддержку подавляющего большинства. Только два депутата были против, говорили, что получится закрытая процедура, не будет понятно, как формируется список. В ответ я привел в пример формирование органов законодательной власти по спискам партий, когда сначала на первых ролях значатся люди известные, а проходят в депутаты не совсем известные. Поэтому я бы не сказал, что наш механизм более закрытый. Тем более у нас деловая игра, нет цели политической борьбы. Полемика, повторяю, была очень острая, но мы сознательно, не навязывая, вынесли вопрос на обсуждение, и в итоге все решило голосование. Мы получили возможность и право реализовать новую схему. На наш взгляд, это позволит усилить качественный состав парламента.
- И все-таки совсем ограждать молодежный парламент от политики вы не намерены? Политическая дискуссия - это ведь тоже полезный опыт на будущее.
- Я предполагаю, что парламент 4-го созыва будет даже более политизированным. Мы не только не закрываем, мы гораздо шире открываем дорогу в него представителям молодежи, которая участвует в деятельности политических партий. Не исключено, что парламент станет площадкой для подготовки ярких политических лидеров. Это поспособствует развитию многопартийной системы в России. Необходимо, чтобы она воспроизводилась, чтобы готовились новые молодые лидеры. Но все-таки это лишь одна из задач молодежного парламента, а не самоцель.
- Когда заработает молодежный парламент 3-го созыва?
- Мы планируем, что 3 июня состоится первое заседание, где будут избраны руководящие органы и обсуждены перспективы работы парламента.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
сегодня в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…