26 мая 2011 в 01:03

«Человек должен уметь все»

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
О нелегком детстве во время войны, о педагогической практике и успехах своих учеников, о радости собственного труда рассказывает педагог с шестидесятилетним стажем Зоя Васильевна Мусатова  
Она - учитель от Бога. Педагог, который облегчает труд каждому, кто ежедневно «грызет гранит науки». Сложные вещи Зоя Васильевна делает простыми. И в этом ее призвание и талант. Когда общаешься с этим удивительным человеком, кажется, что смотришь старый добрый советский фильм вроде «Большой перемены»...
- Зоя Васильевна, где вы начинали преподавать?
- После учительского института, лишь двухлетки тогда, направили меня в деревню Артемовку Судогодского района. (Позже Зоя Васильевна окончила Ленинский московский педагогический институт. - Прим. авт.). Раньше ведь далеко, бывало, заселяли, кого в Сибирь, на Сахалин... А я поближе к дому. Мама переживала: мол, некому будет о ней заботиться, а я была десятым ребенком в семье. Вот так и осталась поближе к дому - родом-то я из Судогды. Тем более в Артемовке сестра моя старшая работала. Я по ее стопам... Школа от дома была в 15 км.
- И вы каждое утро ходили пешком?
- А что мне, это еще немного. Правда, на первую зарплату заказала себе велосипед. А до этого ходила все, встанешь в 4 часа утра, в пять выйдешь, темнота кругом или луна. Особенно страшно в марте было - волки гуляют в лесу. Можно через деревни пройти, но ближе - наискосок через лес. Берешь в карман смолюшки, лучинки от сосны, что быстро горят и коптят, и вперед. Интересно было работать с деревенскими ребятишками. Я у них ботанику, зоологию вела, рисование...
- Получается, вы всему могли их научить?
- Ой, да мы там и пели после уроков, спектакли ставили. Кукурузу даже выращивали, по всем окнам расставим в школе и пересаживаем потом на грядку. Мне самой все было интересно, и им тоже. Очень отзывчивые, добрые дети. Это сейчас ничем не интересуются, а раньше совсем по-другому было. Никто после занятий домой не уходил, а ведь идти нужно было и два километра, и три, а то и все шесть! Много у нас было дел. А сколько мы сами трудились, будучи школьниками...
- Вы учились еще в военное время?
- Да, все для фронта, все для победы. Мы обслуживали три госпиталя в Судогде, куда везли раненых. Ходили после уроков на Муромцево в госпиталь, а потом, помню, по «Дороге жизни» маленьких ребятишек из Ленинграда привезли, так мы с ними занимались, играли. Заготавливали также дрова для школы. Сплавляли их по реке весной, а мы босиком, сырые тащим а потом на санях везем запасы к школе. Работали как надо. Все работали, неважно, мальчик ты или девочка. Меня и в семье всегда учили, что человек должен уметь все - и гвоздь забить, и сшить себе одежду...
- Учительский труд, он ведь тоже очень непростой...
- Конечно, особенно в первое время. Кадров после войны мало было. Специализируясь на биологии и химии, я вела на замене и физику, и математику, даже немецкий язык. Немцев привезли тогда после войны, так я с ними общалась. На Стрелецкой улице во Владимире они строили общежития. А мы ходили к ним за землей в котлован, чтобы возле памятника Лебедеву-Полянскому, что у корпуса близ Золотых ворот, разбить большую клумбу. Я там с ними разговаривала. Как-то на урок немецкого языка пришел директор, послушать. Я не обращаю внимания, что-то пишу на доске. А потом слышу, ученики смеются. Он, говорят, ничего не понял. Интересный был опыт. Потом, конечно, все химию преподавала, в 1-й школе во Владимире, в 24-й, сейчас вот в 36-й.
- Как сделать предмет, к которому не лежит душа у ученика, интересным?
- Химию у меня все любили, я не хвастаюсь, на самом деле так. Встречаю учеников, а они до сих пор мне говорят: «Зоя Васильевна, помним ваши атомы, они у вас живые». У меня и на олимпиадах всегда ученики первые места занимали, любили мой предмет. Мои атомы разговаривают. Все частицы в микромире общаются между собой, думают и имеют свои обязанности. Это нужно видеть и понимать. Я когда объясняю, спрашиваю: ты видишь, что я говорю?
- Доставались вам трудные классы, в которые идти не хотелось?
- Наоборот, учителя от шпаны, бывает, бегут, а директор меня просит: «Зоя Васильевна, возьмите класс». Я не отказывалась. Помню, был у нас хулиган Витька, за которым весь класс стоял. Как он скажет, так и будет. Длинноволосый был парень, тогда мода только пошла. Я ему как-то немного локоны-то обстригла. Дала 15 копеек, так он на них и стрижку сделал, и в буфете чай с булочкой купил. А за ним, кстати, все парни другие стрижки сделали. Он потом ко мне домой заходил, невест все водил.
- Не было конфликтов с учениками?
- Жили мы дружно, краснеть мне за своих ребят не приходилось. На теплоходе летом с одним классом плавали по Волге, так нам капитан даже автограф каждому оставил, похвалил: хорошо, мол, себя в путешествии вели. А так, бывает, и шпана, и лентяи, сидят вон на трубах, а я иду мимо, они мне уважительно: «Здравствуйте, Зоя Васильевна». Аж издалека кричат, неугомонные. Из многих моих учеников хорошие учителя получились, врачи. А то, как я преподаю, один раз только слышала по радио похожую лекцию. А так - все неинтересные уроки сейчас.
- Вы ведь и по сей день ведете уроки, только другое поколение учеников...
- А мне все равно, какой ученик. Правда, перестройка в школе началась. Ученик семи лет, смотрю, хвастает: 150 слов в минуту могу читать. И чего это будет, какой толк? Говорю ему в восьмом классе уже, когда к доске вызову, давай рассказывай, а он стоит, двух слов связать не может. А ведь три раза читал! Читать научили, а понимать нет. Нас знаете как учили? Читаем первое предложение, не торопясь. Скажите своими словами, еще раз прочитайте. О чем тут речь идет, перескажите. На всю жизнь останется тогда в памяти. Многие все смеются: Зоя Васильевна, вы так быстро говорите. А я им в ответ - кто не знает, быстро не скажет.
- Значит, нужно трудиться, сидеть часами над книгой...
- Мой девиз по жизни: счастье - это радость собственного труда. Мне восемьдесят лет, а я все тружусь. Мастером меня учили быть на все руки: и в учебе, науке, профессии, и в жизни. А еще - не хуже другого быть. Мы раньше один перед другим, как это ей пять, а мне не пять. Все идут в институт, а я на фабрику, нет уж, я не хуже других.
- А как вы отдыхаете, где набираетесь сил?
- На даче. Я дом свой там, можно сказать, выстроила сама. Вот приболела тут, лежу, думаю,
нельзя мне, а одна нога сама с койки сходит, за ней вторая... Встаю, ставлю чайник и за дело. А кто-то на лавке сидит у подъезда, мне скажет: хватит на даче работать, что, не купишь себе, что ли, продуктов? А я говорю: куплю. Я ведь иду туда дышать свежим воздухом. Почему у нас здоровья нет? Пятнадцать суток человек может без еды, а то и больше, четыре дня без воды, а без кислорода невозможно прожить и минуты. Нужно ходить и дышать. Витамины мы запасаем, а не хватает нам кислорода. На сутки для полноценного дыхания человеку нужна работа 54 квадратных метров зеленой площади! Вот я и иду поближе к природе, дышать и мышцы свои потянуть, я ведь спортом всегда занималась. Устаю, конечно, но сидеть на одном месте нельзя.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
5 минут назад Во Владимирской области суд вынес приговор в отношении мошенника из Омска
Муромский городской суд вынес приговор в отношении жителя Омска. Мужчину признали виновным в совершении 4 эпизодов мошенничества. Подробности дела сообщает пресс-служба Прокуратуры Владимирской области.
час назад В Петушинском районе производственники нанесли ущерб лесному фонду на 36 млн рублей
Прокуратура Владимирской области сообщает об итогах совместных проверочных мероприятий, в которых были задействованы специалисты регионального Минприродыв, а также ГКУ ВО «Заречное лесничество», филиала ФБУ «Рослесозащит…