О том, что скрипичная музыка сложна, лучше всего известно маленькому страдальцу, изнуренному этюдами Шнитке, часами выстаивающему со смычком наперевес напротив окна, за которым беззаботные сверстники гоняют в футбол. Эх, превратить бы этот смычок в рапиру, да и атаковать безжалостного препода-специалиста… Потом, через годы, придет понимание. И забудутся детские муки, потому что накроет с головой прозрачно-блестящая волшебная музыка - та, которую называют пронзительной.
В Коврове в ДК им. Ленина прошел концерт лауреата Международного конкурса эстрадного искусства, скрипача-импровизатора Степана Мезенцева.
Рожденный в семье музыкантов, иной судьбы он не представлял. Окончил Барнаульское музыкальное училище, Новосибирскую консерваторию,
АлтГУ. Но карьере преподавателя предпочел концертную деятельность. Сейчас ему 35. Бытует мнение, что скрипка по-настоящему покоряется мастеру именно в этом возрасте. Вероятно, так и есть, в исполнении Степана Мезенцева одинаково органичны и легки как композиции Вивальди и Рахманинова, так и джазовые темы Гершвина и Гиллеспи; клубная музыка и шансон, музыка собственного сочинения.
На первый взгляд, Степан производит впечатление скорее ди-джея, чем скрипача, - атлет с короткой стрижкой, облаченный в джинсы и толстовку, улыбчивый и раскрепощенный. Между репетицией и концертом музыкант согласился ответить на несколько вопросов «ВВ».
- Журналисты часто называют вас «танцующим скрипачом», сравнивают с виртуозной скрипачкой Ванессой Мэй. У вас заочное соревнование с Мэй?
- Никакого соревнования нет! Какой-то остряк в Интернете обозвал «Ванессой с мускулами», но дело даже не в этом. Общее с Мэй у нас разве что скрипка. Я уже сказал, что не стремлюсь поразить недосягаемыми высотами мастерства! Моя цель ‑ максимально сблизить слушателя и скрипку. Потому и в репертуаре нет рафинированных вещей. Перед классикой преклоняюсь, но ближе все-таки джаз и рок-музыка. Если уж говорить о кумирах среди коллег по цеху, то назову Питера Гэбриела.
- Ваши концертные площадки разнообразны ‑ от консерваторских залов до корпоративов. Вы не раз участвовали в развлекательных телепрограммах, в КВН. Общая тенденция ‑ это коммерческая направленность. Вас это не смущает?
- Музыка ради денег… Нет, это не так, хотя и не считаю зазорным выступить на коммерческом мероприятии. Но есть вещи, которые не стану делать и за большие деньги. Аудитория, даже самая демократичная, должна воспринимать меня как музыканта, не скомороха. Безусловно, есть и амбиции, желание «двигаться в гору»… Но эти высоты не из разряда коммерческих. Например, на прошлый Новый год меня пригласили выступить для московских работников культуры. Вот это был драйв! Покорить искушенного слушателя сложнее, но и приятнее.
- А если отвлечься от профессионального аспекта, что в этой жизни вы считаете важным и ценным?
- Простые вещи, как у всех. Любовь и дружба, поддержка близких. Мне везет ‑ вот уже полтора года работаю с гитаристом Петром Малановым. Это талантливый музыкант, с которым у нас установился не только творческий контакт, но и наладились дружеские отношения. Мне очень повезло и со спутницей жизни ‑ Катя третий год со мной на гастролях, мужественно переносит мою артистическую натуру. В такой компании можно горы свернуть! Собственно, что и собираюсь сделать. В ближайших планах гастроли по ЦФО. Пока что есть договоренности о концертах в Иванове. Не исключено, что и во Владимирской области Ковровом не ограничусь.
Это было бы замечательно. Концерт в Коврове прошел с блеском, публика искупала Степана в овациях, причем в зале преобладала молодежь. В его игре сочетались грация и азарт, чувственность и виртуозность, искренность и много музыкального юмора, что само по себе на сцене встречается редко. А главное, он достиг своей цели: заставил поверить, что скрипичная музыка ‑ это радость и легкость, что отдаться скрипке ‑ счастье. И кажется, слова румынской королевы, называвшей себя Кармен Сильва, отнесены именно к Степану: «Люди, как скрипки: когда рвется последняя струна, становишься просто деревом…».