На прошлой неделе в Москве состоялся международный форум операторов фиксированной и сотовой связи «Телеком-2011», на котором обсуждалось ближайшее будущее рынка телекоммуникаций - вопросы, актуальные и для нашего региона.
Целью столь представительного форума стала попытка объективно оценить перспективы дальнейшего развития. Взглянуть на проблему с разных сторон: с точки зрения регуляторов рынка, сотовых операторов, аналитиков, производителей техники.
Пора интенсивного развития сетей мобильной связи, формирования абонентской базы, захвата новых регионов подошла к концу. Рынок традиционных телекоммуникаций близок к насыщению. Дальнейшее развитие требует смены формата взаимодействия между операторами, а также между операторами и регуляторами рынка.
Сегодня Россия занимает 1-е место в мире по числу сотовых телефонов на единицу населения. За 10 лет коэффициент проникновения сотовой связи вырос в 50 раз, обороты операторов в 20 раз. При этом значительная часть населения до сих пор не обеспечена устойчивой связью. У 10% наших сограждан нет сотовых телефонов. А это ‑ 14 млн человек, почти как население Норвегии, Дании и Финляндии вместе взятых.
У еще большего числа россиян нет доступа к сетям 3G. Разрыв в доступности цифровых технологий в нашей стране довольно большой, и это проблема социального характера, подчеркивали эксперты, наносящая удар по единству страны. К примеру, стоимость высокоскоростного безлимита резко отличается в различных регионах, до недавнего времени были достаточно высокими и цены на внутренний роуминг.
Зарубежный роуминг в ближайшее время, видимо, дешеветь не будет.
- Мы ведем переговоры со странами ЕС. Уже достигнуто принципиальное соглашение о распространении на Россию действия Европейской директивы. Однако когда это соглашение воплотится в реальность, сказать сложно. Бюрократии в ЕС больше, чем у нас, - посетовал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер.
Пока же государство пытается навести порядок и установить единые правила игры хотя бы на внутрироссийском рынке мобильной связи и обещает преференции тем компаниям, которые готовы вкладываться в развитие инфраструктуры в отдаленных территориях и применять оборудование от российских производителей. Для облегчения работы операторов планируется сделать регистрацию радиоэлектронных средств уведомительной, а лицензированию подвергать не виды услуг, а выделенную частоту передачи радиосигнала. Эти планы озвучила начальник управления разрешительной работы в сфере связи Роскомнадзора Валентина Угрюмова.
Однако, с точки зрения операторов, одной из самых насущных проблем является недостаточность радиочастотного ресурса.
На форуме обсуждались планы введения платности радиочастотного диапазона. Таким образом, государство собирается стимулировать смену пользователей радиочастот, с тем чтобы добиться их более эффективного экономического использования. Нововведение, по оценкам экспертов, приведет к росту затрат операторов на 10-15%. Скажется ли это на росте тарифов или подтолкнет сотовиков к снижению других издержек, сказать наверняка сложно.
Со своей стороны сотовые операторы выдвинули альтернативное предложение: разрешить компаниям, выигравшим на конкурсной основе право эксплуатации определенного частотного диапазона, реализовывать малоиспользуемые частоты на вторичном рынке путем продажи, обмена, сдачи в аренду или совместного использования.
- Частоты должны работать! - убежден президент «Tele2 Россия» Дмитрий Страшнов. ‑ Сегодня операторы, совокупно владеющие 58% спектра, формируют почти 100% платежей в бюджет, а это 16 млрд рублей. Остальные 42% спектра «простаивают», не дают ничего, а могли бы приносить бюджету еще около
10 млрд рублей.
- По факту, - признался начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг, ‑ вторичный оборот частот в России всегда существовал. Скупались не сами частоты, а юрлица, владевшие ими. Но сегодня такая форма рыночных отношений себя практически исчерпала. Небольших региональных компаний, владеющих собственными частотами, почти не осталось.
У вопроса дефицита частот есть, между тем, и другое решение. Не секрет, что лишь 5% частотного ресурса в России доступно для гражданского и коммерческого использования.
Впрочем, ограниченность частотного ресурса ‑ не единственная и даже не главная проблема телекоммуникационных компаний. С развитием технологий изменилась и структура потребительского спроса. Сегодня лишь 1% трафика приходится на «голос». А 99% - на передачу данных. А в этом сегменте долю рынка у представителей традиционных телекоммуникационных компаний активно «отъедают» интернет-провайдеры и разработчики мультимедийных гаджетов.
- Проникновение по «голосу» достигло предела ‑ 150%. Это направление уже не растет. Необходимо развиваться в сторону наращивания услуг по передаче данных, - отметил директор бизнес-единицы «МТС-Россия» Александр Поповский.
Для успешной конкуренции операторам приходится объединяться. Так, например, они сообща займутся исследованием возможности использования радиочастот в различных диапазонах для строительства сетей мобильного широкополосного доступа по технологии LTE. Уже создан «Консорциум 4G», в который вошли «Ростелеком», сотовые операторы «большой тройки», «Tele2 Россия» также заявила о своем желании присоединиться к консорциуму.
Ведущие игроки рынка пришли к осознанию необходимости технического нейтралитета. Не вызывает у них отторжения и возможность закрепления номера не за компанией, а за абонентом.
- «Единый номер» - вещь хорошая, - считает Дмитрий Страшнов. - Прежде всего он удобен клиенту, а операторов такая ситуация подтолкнет к борьбе за клиента, заставит активнее выводить на рынок новые предложения.
О том, что же нового предложить рынку и какую бизнес-стратегию выбрать, задумываются все операторы.
- Один из вариантов дальнейшего строительства бизнеса ‑ уходить от традиционной телефонии в сторону универсального провайдера, развивая не только мобильную, но и фиксированную связь, используя для этого уже имеющуюся инфраструктуру и достраивая дополнительную, - предполагает вице-президент по федеральным программам «Ростелекома» Алексей Нащекин.
Впрочем, строить успешный телекоммуникационный бизнес, как показывает европейский опыт, можно и не имея собственного частотного ресурса. Итальянская компания PosteMobile - в чистом виде «виртуальный оператор», трафик закупает у провайдера и успешно перепродает его потребителям. Причина, почему потребитель выбирает посредника, а не прямого продавца, в том, что PosteMobile гарантирует своим пользователям массу дополнительных сервисов и приложений. В первую очередь различные платежи и переводы. Через этого оператора можно расплатиться за товар, приобрести билеты на транспорт или в театр, перевести деньги со счета на счет и многое другое, все это делает жизнь потребителей услуг компании значительно более комфортной. В России эта ниша практически не занята: приложения от операторов составляют всего 1% общего объема подобной продукции.
- На самом деле не столь важно, в чьих руках будет находиться «труба», то есть частотный ресурс, - оптимистичен президент «Tele2 Россия» Дмитрий Страшнов. - Чтобы эффективно монетизировать емкость «трубы», необходимы профессиональные ритейлеры, люди, способные профессионально «упаковать» и продать этот ресурс.