В Александровском благочинии решено побороть формальность подхода к процессу крещения, одного из самых важнейших христианских таинств. Теперь для того чтобы было совершено таинство крещения, необходимо прослушать лекционный курс из четырех занятий, который читают в александровском соборе Рождества Христова. Для чего появилось такое нововведение? С этим вопросом мы обратились к соборному дьякону отцу Николаю, который и читает этот курс.
‑ Это нововведение с лекциями перед крещением появилось только в Александрове или это общероссийская практика?‑ Это всегда было по всей России и теперь снова есть во многих храмах. У нас же в Александровском благочинии началось буквально совсем недавно. Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий благословил начать такую деятельность. Теперь в каждом благочинии должен быть ответственный человек ‑ помощник благочинного по катехизации, духовному образованию и воспитанию. То есть человек, который отвечает за беседы с теми, кто хочет креститься, с их родителями, крестными восприемниками. И такие же беседы предполагается вести с теми людьми, которые хотят обвенчаться. По результатам этих бесед каждому человеку выдается справка со штампом собора и с подписью ответственного, с которой можно окреститься в любом из храмов Александрова. Владыка строго-настрого не благословил крестить людей старше 12 лет без такой подготовки.
‑ Эти занятия идут только в одном храме?
‑ В Александрове подготовка идет только в Христорождественском соборе. Два дня в неделю: в субботу и воскресенье. И мы пока охватили только город. Потому что люди из сельских приходов, которые, к примеру, находятся за 20-30 километров от Александрова, не все захотят и, главное, не все смогут ездить в Александров к назначенному времени. Просто даже физически. А креститься после такой подготовки можно хоть в Москве, хоть в Киргизии. Человек сам выбирает, где ему креститься, это дело добровольное.
‑ А вы не опасаетесь, что после введения таких занятий произойдет отток желающих окреститься или окрестить ребенка?
‑ Вот сейчас некоторые люди ропщут, что нужно на четыре занятия ходить. А в древней церкви крещаемые проходили огласительные беседы в течение трех лет. И когда они крестились, они были чуть ли не богословами ‑ знали все, что нужно для крещения. И не боялись, что умрут за это время, поскольку если человек захотел креститься, то Господь его не оставит никогда. Ну а если даже и уменьшится количество желающих окреститься, то это будет за счет тех, кто, собственно говоря, и не хотел особо этого. Как говорили древние философы: «Если человек хочет, он найдет возможность. Если не хочет ‑ найдет причину». Если человек хочет ‑ он любые трудности преодолеет и будет хоть три года ходить, но все равно окрестится.
‑ Во время этих занятий разговор идет в основном о том, что необходимо для крещения. А если у человека появятся другие вопросы, касающиеся церковного обихода, к кому можно обратиться для их разрешения?
‑ В нашем Христорождественском соборе я ответственный за катехизические беседы. Иподьякон Георгий - ответственный за работу с молодежью. Но можно приходить и обращаться к любому священнику. К кому есть доверие, к кому лежит душа. Никто не откажет, если, конечно, у него есть время.
И мы планируем после того, как это дело «устоится», когда увидим, что все это работает и процесс идет, организовать продолжение занятий по изучению Закона Божиего. В течение года рассказывать понемножку о молитвах, посте, заповедях, об истории Церкви, о богослужениях и праздниках, о загробной жизни, монашестве, духовничестве. За год человек получит представление, что собой представляют церковная жизнь и церковные догматы истины.