Владимирская область - на втором месте в России в рейтинге устойчивого развития
Что это за «зверь» такой?Понятие «устойчивое развитие» появилось еще в 1970-е годы, когда мировое сообщество озаботилось проблемами загрязнения окружающей среды и ограниченности природных ресурсов. После конференции ООН в Стокгольме 1972 года стали развиваться экологические политика, дипломатия, право.
Сам термин «устойчивое развитие» в русском переводе недостаточно точно отражает суть философии, в основе которой - не просто неуклонный рост экономики, а стабильное улучшение качества жизни людей из поколения в поколение. А это уже совсем другие приоритеты...
Правительство Германии, например, приняло решение отказаться от атомной энергетики. Это будет стоить стране около триллиона евро, однако немцы сочли, что спокойствие граждан дороже.
В современной России идеи устойчивого развития приживались туго - природа так щедро наградила нас разнообразными ресурсами, что экономить их как-то не принято, даже для будущих поколений. У нас ведь и о «сбережении народа» заговорили не больше десяти лет назад с подачи Солженицына, поэтому бесконечно далеки мы от Европы, которая гуманистические ценности лелеет с эпохи Возрождения. Так что даже трудности перевода отнюдь не случайны.
Впрочем, кое-какие подвижки все же есть, и это не может не радовать. С 2000 года в нашей стране начали оценивать экологическую эффективность предприятий, с 2007 года соответствующую характеристику стали давать и регионам. С 2008-го показатели устойчивого развития являются критериями оценки работы губернаторов. В 2010-м было принято решение поощрять государственными субсидиями регионы - лидеры в сфере энергоэффективности.
Сдвиг в мировоззрении заметен даже в подходе к составлению рейтингов. Если сначала регионы просто ранжировались по уровню антропогенного воздействия на окружающую среду, то сегодня учитываются природный, технический и человеческий потенциалы территории в совокупности. Более того, на этих трех китах (или как называют их авторы - капиталах) построена известная концепция развития России-2020.
Как алгеброй гармонию поверить?
Автор методики оценки и непосредственный составитель рейтингов - Эколого‑энергетическое рейтинговое агентство - «ЭРА», прежде называвшее себя независимым, а теперь работающее под эгидой информационной группы «Интерфакс».
Для ранжирования регионов применялись объективные показатели вроде объема потребления электричества, количества загрязненных сточных вод, площади природных экосистем, средней продолжительности жизни населения и десятки других. Данные черпали из федеральных, ведомственных и региональных статистических источников. На основе этой информации были составлены рейтинги субъектов РФ по техническому, человеческому и природному потенциалам.
Технический капитал регионов сравнивался, естественно, не в абсолютном выражении, а с точки зрения его КПД, а также вредного воздействия производственной деятельности на окружающую среду. Для этого использовали показатели ВРП (валового регионального продукта), данные о потребляемой регионами энергии и статинформацию о разного рода выбросах и отходах.
Человеческий потенциал оценивали по жизнеспособности популяции. Задача составителей рейтинга заключалась в том, чтобы отразить в цифрах степень влияния загрязнения окружающей среды на смертность. А поскольку медицинская статистика такими данными не располагает, то ученые выявили связь между продолжительностью жизни и ее качеством. Учитывали состояние атмосферного воздуха, безопасность питьевой воды, условия труда и частоту отдыха населения на природе. Интегрированный показатель и стал критерием сравнения регионов.
Природный потенциал рассчитывали по устойчивости экосистем, то есть способности природы сопротивляться натиску человека. Считали биомассу на гектар природных зон, оценивали гармоничность видового состава флоры и фауны, а также смотрели, насколько активно «обкусывается» биосфера парковками, застройкой и разнообразной инфраструктурой. Оказалось, что во время прошлогодних пожаров и ледяных дождей пострадали как раз наименее устойчивые (по итогам вычислений) экосистемы.
Понятно, что благополучие региона эти показатели отражают только в совокупности. Так, например, в краю нетронутой природы мало работы, что не может не отражаться на уровне жизни населения. В промышленных районах быстро истощаются запасы чистой питьевой воды, земельные ресурсы, а капитал, который здесь наращивается, медленно, но верно утекает в места с более благоприятной перспективой. Гармония экономики, природы и человека ‑ залог устойчивого развития территориальной единицы.
Что же за всем этим следует?
Результат всех этих сложных вычислений владимирцам должен внушать оптимизм. Эксперты «ЭРА» поставили Владимирскую область на второе место в России, высоко оценив потенциал самосохранения нашего региона с хозяйственно-политической и демографической точек зрения. Уступаем мы в интегральном рейтинге только Московской области ‑ по технической компоненте, зато используем производственный потенциал максимально эффективно и экологически безопасно ‑ говорят специалисты.
На третьем месте в рейтинге ‑ Тюменская область, на четвертом ‑ Новгородская. Эксперты, анализируя итоги исследования, отмечают, что наиболее жизнеспособны в данный момент старые центры российской государственности. Даже Тюменская область, выбивающаяся, на первый взгляд, из древнерусского ряда, на самом деле лишь подтверждает выявленную закономерность: ведь это в прошлом ‑ Тобольская губерния ‑ центр колонизации Сибири.
«Потенциал устойчивого развития в будущем, как в зеркале, отражается устойчивым и длительным развитием в прошлом», - делают вывод ученые.
Экологические, экономические и демографические проблемы накапливаются столетиями. Вот, например, в конце XIX века классик российского почвоведения Василий Докучаев увязал потерю аграрного потенциала черноземной зоны России с массовой распашкой и тогда еще рекомендовал восстанавливать леса и водоемы в аграрной лесостепной зоне. Сегодня староосвоенные черноземные регионы по природному потенциалу сгруппировались в конце списка.
А нам, можно считать, повезло. Предки наши оказались достаточно мудрыми, чтобы секреты рационального хозяйствования передавать новым поколениям. Бизнес и власть на разных этапах поступали достаточно осмотрительно, сберегая для будущих поколений жизненно важные ресурсы. Да и теперь, если основываться на результатах рейтинга, власть наша мыслит вполне себе прогрессивно. В 2007-м в аналогичных рейтингах мы были только на 30-м месте в России, в 2008-м ‑ на 34-м. Теперь второе место, а среди регионов, где обрабатывающая промышленность составляет более 30% экономики, Владимирская область ‑ и вовсе первая по эффективности развития.
А вот самое слабое наше место ‑ это человеческий потенциал. По динамике жизнеспособности населения и экологических условий жизни мы ‑ на последнем месте в ЦФО. Пока выручает запас прочности. Для полноты картины приведем критерии, которые лежат в основе расчета показателя: смертность от разнообразных болезней (исключая травмы), жилищные условия, качество питьевой воды, теснота застройки и качество атмосферного воздуха в поселениях, а также количество работников, занятых на вредных и опасных условиях труда. Таким образом, здравоохранение, ЖКХ и градостроительство ‑ слабые звенья и одновременно точки роста для нашего региона.
С рейтингами можно ознакомиться на сайте interfax-era.ru в разделе «Рейтинги регионов».