Прошла общественная экспертиза главного финансового документа области В здании областной администрации прошли публичные слушания исполнения регионального бюджета за 2010 год. Цель этого ежегодного мероприятия ‑ донести до всех желающих услышать информацию о том, как и на что весь год тратились бюджетные деньги, ответить на вопросы и выслушать замечания и предложения. Или, как сказал Максим Васенин, председатель комитета по бюджетной и налоговой политике областного Законодательного Собрания, «цель ‑ общественная экспертиза главного финансового документа Владимирской области».
Главным докладчиком выступал Вячеслав Кузин, первый вице-губернатор, директор областного департамента финансов, бюджетной и налоговой политики. Также на слушаниях присутствовали и отвечали на вопросы депутатов Законодательного Собрания, представителей общественных организаций и журналистов руководители всех профильных департаментов областной администрации. Всего на слушаниях прозвучало порядка 15 вопросов.Как следует из доклада, 65% регионального бюджета тратится на социальную сферу ‑ образование, ЖКХ, здравоохранение, культуру. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо, потому что социальные расходы ‑ это траты на людей. А плохо, потому что на развитие денег тратится гораздо меньше, чем хотелось бы. К тому же далеко не всегда вкладываемые государством деньги приносят желаемый эффект.
Например, в 543 детских образовательных учреждениях в 2010 году находилось 57600 ребятишек, и на каждого из казны выделялось по 50,5 тысячи рублей в год, благодаря чему родители за содержание малышей в детсадах платили лишь 8,9 тысячи рублей в год. И все бы ничего, но вот только в детсады, согласно анализу, каждый ребенок в среднем ходил 163 дня за весь год. «И есть тенденция к сокращению», - говорит Вячеслав Кузин. Получается, что лишь 60% мощностей ДОУ используется по прямому назначению, что можно получить путевку в детсад, а ребенка туда не водить. Ну а в итоге другие дети, действительно нуждающиеся в ДОУ-месте, не могут попасть в садик, потому что формально там нет мест.
Хотя оптимизация здравоохранения привела к увеличению количества пролеченных граждан, снижению (согласно статистике) общей заболеваемости граждан и смертности трудоспособного населения, к небольшому увеличению рождаемости и снижению младенческой смертности, государство, вкладывая в эту сферу многие миллиарды, рассчитывает получить более серьезный эффект. Если его не будет ‑ финансирование сократят.
Одна из самых нашумевших проблем ‑ не всегда под новейшее оборудование в больницах вовремя готовы помещения, в итоге дорогие агрегаты, с помощью которых можно помочь многим людям, простаивают запечатанными в ящиках. Кроме того, «остро стоит вопрос с оказанием платных услуг на оборудовании, купленном за бюджетные деньги». «Эти услуги должны быть бесплатны!» - категорично заявил Вячеслав Кузин. Конечно, можно и на этом оборудовании зарабатывать, но только когда нет потребности среди «бесплатников». Пока же нередко людям даже «забывают» сообщить, что ту или иную услугу они могут получить бесплатно. «Мы даже были готовы запретить оказывать платные услуги на этом оборудовании, - говорит В.Кузин, - но медицинское сообщество возражало...»
На 650 млн рублей удалось сократить неэффективные расходы.
Впервые за многие годы бюджет у региона был принят дефицитный. Запланированные расходы превышали доходы более чем на миллиард рублей, но в течение года этот дефицит удалось сократить на 710 млн. В принципе, это немного, но все равно ‑ хорошего мало.
- В целом дефицит бюджета ‑ это, конечно, негативный фактор, - признает Максим Васенин. - Так что планы - через три года вообще избавиться от дефицита, повышая доходную часть бюджета. Мы рассчитываем на увеличение поступлений от налогоплательщиков, кроме того, перед администраторами доходов будет поставлена задача по увеличению неналоговых доходов ‑ в первую очередь от использования областной и муниципальной собственности.
Речи о том, чтобы набирать кредитов, судя по всему, нет.
- Мы не живем в долг у будущих поколений, - говорит Вячеслав Кузин. - А ведь могли бы жить в свое удовольствие, а потом ‑ пусть придут другие и будут нас проклинать. Мы думаем, как наши действия отразятся через год, два.
Как уже было сказано, на слушаниях прозвучало около 15 вопросов. Например: почему бы не увеличить инвестиции на развитие? Ответ - потому что тогда придется урезать социальные расходы. Или - «что делает налоговая инспекция по взысканию долгов с любителей банкротиться и уводить активы на новое юрлицо?». Ответ ‑ старается взыскать, но здесь проблематично доказать преднамеренность. Как выбираются экспертные организации по тарифам? Ответ - по конкурсу. Порой вопросы задавались совершенно не по адресу ‑ предлагалось делать то, что противоречит федеральному законодательству. А еще некоторые депутаты интересовались схемой и объемами финансирования областного футбольного клуба «Торпедо». Вот только львиная часть этого финансирования ‑ деньги не бюджета, а конкретного спонсора, который вправе не раскрывать размеры своих трат.
Заключение Счетной палаты на «бюджет-2010» в целом позитивное ‑ «большинство запланированных показателей достигнуто, все принятые социальные обязательства исполнены, уровень эффективности расходования бюджетных средств возрос». Но и о проблемах Ирина Тулякова, председатель областной СП, сказала: имели место случаи неосвоения части средств федерального бюджета, невыполнения планов отдельными департаментами, нарушения действующей нормативно-правовой базы ‑ по бюджетному учету, по бухгалтерской отчетности, по федеральному закону о закупках (полное заключение Счетной палаты выложено на официальном сайте ведомства ‑ http://www.spvo.ru). К слову, Ирина Тулякова специально пояснила, что «нарушения действующей нормативно-правовой базы» при расходовании пятой части бюджетных средств ‑ это «не по карманам разложено». Причины, в большинстве случаев, в недостаточном знании законодательства со стороны исполнителей.
Максим Васенин тоже прояснил вопрос:
- Здесь, очевидно, некорректно вести речь о неправильном использовании средств. Здесь уместнее говорить о неточном соответствии с нормативными актами, в соответствии с которыми эти расходы должны были осуществляться. Это в том числе касается нарушений порядка проведения аукционов или конкурсов, неточного соответствия нормативам в части численности основного и вспомогательного персонала в бюджетных учреждениях. Это еще целый ряд таких вот нарушений, о которых неправильно говорить «незаконный» и которые имеют какой-то злой умысел. Нет. Это скорее мелкие нарушения. Тем не менее задача сделать все-таки так, чтобы в будущем этих нарушений не было.