С начала года во Владимирской области на миграционный учет встало 26407 иностранцев (это почти на 2 тысячи человек больше, чем за аналогичный период прошлого года). Из них туристов всего 11%, 32% приехали работать, а 47% - «с частными целями». Большинство приезжих «осели» во Владимире (6796 человек), Александровском (4806), Суздальском (3538) и Петушинском (2704) районах.
Гражданами РФ во Владимирской области в этом году стали 368 иностранцев ‑ в основном это выходцы из Кыргызстана, Казахстана, Украины и Армении.Что касается трудовых мигрантов, то, как известно, на них распространяются квоты, которые утверждаются на специальных комиссиях (за исключением высококвалифицированных специалистов ‑ подробно об этом в «ВВ» от 31 мая, материал «Настоящему специалисту и топ-менеджеру никакая квота не нужна»).
- Вопросы регулирования внешней трудовой миграции приоритетны для миграционной службы, - говорит Алексей Борисов, и.о. заместителя начальника УФМС России по Владимирской области. - И основной вектор деятельности направлен на поддержание оптимального баланса на рынке труда.
Баланс ‑ это когда иностранцы работают у нас, но не «отнимают» рабочие места у жителей области. Сейчас в регионе легально трудятся более 5,5 тысячи приезжих, из них 3,5 тысячи ‑ гости из СНГ. Работают они на заводах, стройках, в магазинах, на транспорте... И едут к нам не от хорошей жизни на родине, где, например, как в Кыргызстане, политическая нестабильность, а еще безработица и низкий уровень оплаты труда, как и (если верить центральным СМИ) в Таджикистане и Молдове. Из дальнего зарубежья к нам больше всего едут из Вьетнама, Китая и Турции.
Система патентов для приезжих трудяг, действующая с июля прошлого года, играет явно позитивную роль. Благодаря ей приезжие, работающие у физических лиц, довольно легко легализуются, что идет на пользу и им (ведь и их интересы теперь может защитить российское трудовое законодательство), и бюджету (эти люди начинают платить налоги). С начала года миграционная служба оформила в нашем регионе больше 4 тысяч таких патентов.
Что касается борьбы с нелегалами, то она ведется постоянно, уверяет Алексей Борисов. Спецоперации буквально следуют одна за другой. И названия у них характерные - «Маршрутка», «Жилой сектор», «Регион»... На днях в ходе одного такого рейда сотрудники УФМС обнаружили 12 граждан Таджикистана, приехавших работать по приглашению кого-то конкретно (сейчас устанавливается, кого) и фактически брошенных ‑ без жилья и без денег.
Эти люди жили на помойке и как-то добывали себе еду... Цель таких мероприятий, говорит Алексей Борисов, ‑ не только выявление несчастных нелегальных мигрантов (с последующими штрафами, депортацией и т.п.), а и розыск наших местных бизнесменов и предприятий, которые нарушают закон и наживаются на бесправных нелегалах. Между прочим, на таких «акул бизнеса» за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев с начала года составлено 370 административных протоколов. Чаще всего нелегалы попадаются на стройках.
Интернет
упрощает жизнь
УФМС активно ратует за дальнейшее расширение предоставления своих услуг в электронном виде.
Пока возможностями знаменитого портала www.gosuslugi.ru (в части услуг, оказываемых миграционной службой) в нашей области пользуются в основном желающие получить или сменить загранпаспорт. Хотя можно заявиться и на получение регистрации, визы, гражданства и вида на жительство... Всего с начала года с заявлениями в УФМС через интернет-портал обратились 1,5 тысячи человек. Это немного, учитывая, что загранпаспортов за то же время выдано 19 тысяч, но больше аналогичного периода прошлого года на 25%. Так что постепенно граждане проникаются определенным удобством этой возможности ‑ подать заявление, не выходя из дома. Если что-то в этом заявлении не так ‑ вам его вернут с указаниями, что исправить, быстро исправите ‑ и снова отошлете. Конечно, потом все равно придется явиться в отделение миграционной службы со всеми оригиналами указанных на портале документов, но - в уже обозначенную дату, а сам прием займет гораздо меньше времени. Важный нюанс ‑ не надо посылать заявление просто по электронной почте, так его не примут. На сайте обязательно нужно зарегистрироваться ‑ и все ответы из УФМС будут приходить в ваш «Личный кабинет» на портале. Те, кто уже завел такие «Личные кабинеты» на www.gosuslugi.ru, об оперативности ответов сотрудников миграционной службы отзываются весьма позитивно.
Кстати, на сдачу документов на загранпаспорт вообще лучше записываться заранее, учитывая, что наш народ любит затягивать со сменой загранпаспортов до момента, когда «через месяц уже ехать», затем толкается в очередях и судорожно пытается вспомнить, есть ли у него знакомые в отделениях ФМС, которые могли бы помочь пройти без очереди. Но вообще-то нужно понимать, что никакая служба не сможет «войти в положение» тысяч человек, желающих прорваться в обход очереди. Ну а планирование такого важного дела, как замена загранпаспорта, и запись по Интернету или по телефону поможет значительно снизить время стояния в очереди при сдаче документов.