Встречу с населением Вязниковского района директор областного департамента цен и тарифов Ольга Вен начала с рассказа о том, какие изменения произошли в департаменте в этом году, как увеличился его штат в связи с расширением полномочий. Затем перешла к самому больному, по ее словам, вопросу ‑ установления тарифов.
- Это тяжелая работа не только для департамента, но и для каждого предприятия, которое каждый день думает, как работать, если, с одной стороны, дорожают бензин и электроэнергия, а с другой - растет недовольство народа. Зачастую тарифы политизированы. Все кандидаты в главы обещают сделать их ниже, но этого не происходит.Ольга Вен сообщила, что в этом году рост стоимости электроэнергии для населения составил 10,2%, почти столько же ‑ 10% - заложено и на будущий год. Газ будет дороже на 15%, повышение стоимости произойдет в два этапа ‑ 1 января и 1 апреля на 5% и 9,5% соответственно. Для прочих потребителей эта цифра составит 7%. Поскольку цены на газ и свет пока регулируются государством, то с учетом нынешнего положения населения такая политика сохранится и в 2014 году ‑ дала прогноз директор департамента.
Во Владимирской области 220 теплоснабжающих предприятий. Каждая организация имеет свой экономически обоснованный тариф, который она предъявляет населению. В 2011 году предельный рост тарифов составил 17%, в течение года благодаря правительству эта цифра была снижена до 15%. Но что можно снизить в тарифах? Ольга Вен пояснила, что только не долю зарплаты ‑ ее составляющая и так невысока. В Вязниковском, Гороховецком, Селивановском районах, Лакинске и Коврове было обращено внимание на такой пункт, как капитальный ремонт. Администрации и Советы народных депутатов этих муниципальных образований приняли следующее решение: если организации потребуется сделать капремонт, то будут выделены деньги из бюджета. В других районах пошли только по пути предоставления потребителям услуг субсидий.
Что ждет нас в 2012 году? Предприятия ссылаются, что у них цена на газ и электроэнергию выше той, что заложена в тарифах, зарплата уменьшается, ремонт делать не на что. Если все правильно суммировать, получается рост на 17%. Но, по мнению Ольги Вен, администрация области не даст разрешения на введение таких тарифов, так что вряд ли максимум будет превышать 12%. Директор департамента подчеркнула, что органы местного самоуправления сегодня должны думать о том, какую нужно сделать схему теплоснабжения.
- Как отказаться от 220 предприятий, тысячи с лишним котельных, которые находятся в области? Наверное, нужно разукрупнять предприятия, чтобы было дешевле. Вот пример округа Муром. Здесь каждый год закрывались котельные, загруженные на 30%, строились за счет бюджета дополнительные тепловые сети, загружались те котельные, которые могли нести дополнительную нагрузку. В результате стало дешевле. Сами тарифы отражают деятельность органов местного самоуправления. В Суздальском районе построили котельную, бюджет выделил деньги. В итоге население вроде не пострадало, но удешевления тарифов не произошло. Спрашивается, зачем из бюджета выделялись деньги? Они оказались просто выброшены. От вложенных средств должен быть эффект.
Зачастую о каком-либо эффекте не приходится говорить, когда в дело вмешивается политика. Так, в Муромском районе поначалу было единое предприятие «Тепловые сети». Два года назад, когда власть поменялась, предприятия разделились. В итоге в одном тариф 5000 рублей, в другом ‑ на пять рублей дешевле. Каков же был смысл разделения?.. Поэтому департамент, подчеркнула Ольга Вен, политикой заниматься не должен.
- Ни одно правительство не хочет увеличивать тарифы. Но это неизбежно ‑ влияют экономические законы, инфляция и многое другое. При этом нужно соблюдать баланс интересов предприятий и возможности оплаты услуг населением.
Окончание на 2-й стр.
Начало на 1-й стр.
В Вязниковском районе 100-процентная оплата за газ была введена лишь с января 2010 года. До этого население оплачивало лишь часть расходов, и все, казалось бы, было нормально. Сегодня правительство запрещает уровень регулирования оплаты. Хотя, по словам директора департамента, все возможно ‑ были бы только деньги в бюджете. Но в бюджете района их нет. Льготы можно будет вводить снова лишь тогда, когда придет надежный инвестор, появятся средства.
Ольга Вен представила собравшимся Татьяну Медову, которая с недавних пор является работником департамента цен и тарифов и занимается проблемами Вязниковского района. С 1 февраля этого года рассмотрено четыре письменных и 86 устных обращений. Жители поселков Никологоры, Октябрьский, Степанцево, Центральный, проживающие в домах, отапливаемых природным газом, возмущены едиными тарифами, по которым им приходится платить наравне с теми, кто отапливается от мазутных котельных. Люди с газом хотят платить, как в городе. Но все же им придется подождать. В районе идет постепенная ликвидация мазутных котельных, так что придет время, когда тариф с городом будет единый.
Вопросы прозвучали и с мест. Один из них был задан жителями дома, отапливаемого ООО «Энергосервис»: «За перечисление платы за тепло Сбербанком взимается два процента, почтой ‑ три, но не менее 25 рублей с квитанции. Законно ли это?». Ольга Вен ответила, что сбором денег должна заниматься управляющая компания, если же она перепоручила это таким посредникам, как Сбербанк или почта, то и услугу эту оплачивать должна сама. Вопрос взимания процента она обещала взять на контроль.
Никологорцы, проживающие в домах, где установлен общедомовой газовый счетчик, обеспокоены тем, что соседи, перешедшие на индивидуальное газовое отопление, перестали платить за места общего пользования. От Ольги Вен они получили ответ, что этот вопрос касается всей страны. Сейчас переход на индивидуальное отопление запрещен, но с тех, кто успел это сделать, вполне можно брать деньги за МОП. Хотя судов, конечно, не избежать. В настоящее время вопрос решается на уровне Министерства регионального развития. Что же до общедомовых счетчиков электроэнергии, то, по словам директора департамента, человек не может платить за МОП до 50% общей суммы, выставленной за свет. По факту, конечно, может, а вот по «физике» - нет. Максимальный процент ‑ 15, в крайнем случае ‑ 20. В противном случае либо кто-то ворует энергию, либо недобросовестно снимаются показания. Снимать их нужно вместе с представителем ЖКХ и старшим подъезда ‑ чтобы было понятно, что показания были сняты и с общедомового, и с индивидуального счетчика, установленного в каждой квартире. В Московской области, впрочем, эта проблема решена по-другому, да и в Карабанове есть такой пример. Дом был подключен к АСКУЭ ‑ автоматической системе коммерческого учета электроэнергии, дающей возможность в режиме реального времени посмотреть показания потребленной домом электроэнергии.
Недовольство многих жителей вызывает и то, что плата за МОП пропорциональна потребленной энергии внутри квартиры. По словам О.Вен, платить можно и в зависимости от количества проживающих в квартире, и в соответствии с ее метражом. Главное ‑ принять то или иное решение на общем собрании.
Часть людей волновал вопрос корректировки платы за отопление, выразившейся в рассылке так называемой 13-й квитанции. Ольга Вен пояснила, что если в доме установлен общедомовой счетчик, то корректировка может быть, но она не должна превышать 15% роста платежей граждан. А если оплата в доме происходит по нормативам потребления, то есть существует договор с управляющей компанией, то 13-я квитанция вообще незаконна.
Выслушав примеры различных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться жителям, гостья из области посоветовала им объединяться в ТСЖ ‑ так будет легче решать многие вопросы. Но те засомневались, найдутся ли энтузиасты, которые возьмутся за такое серьезное дело: пенсионеры и инвалиды ‑ основной контингент проживающих во многих домах.