В театре ставят спектакль о жизни святого благоверного князя Андрея Боголюбского
2 июля Владимир будет праздновать 900-летие со дня рождения святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Днем на Театральной площади владимирцев и гостей города ждет грандиозная праздничная программа «Три цвета Руси», подготовленная Владимирским академическим драмтеатром, знаменитым московским театром танца «Гжель», ансамблями «Русь» и «Росинка», меленковской дружиной ратоборцев «Русичи»...
А вечером в драмтеатре состоится премьера нового спектакля, который ставят специально к значимой дате: сказ о князе-строителе «Андрей Боголюбский». Режиссер новинки репертуара ‑ уже хорошо знакомый владимирским театралам Сергей Морозов. С ним и побеседовал наш корреспондент.
- Сергей Анатольевич, каким будет князь в спектакле?
- Я уже не первый раз работаю с материалом о конкретной исторической личности и снова убеждаюсь, что действительно никто не может точно сказать, каким был этот человек. Мы ведь знаем лишь исторические факты, великолепные архитектурные памятники, которые остались после правления Андрея Боголюбского, знаем о его политических итогах. Но о человеке, о личности говорить очень трудно. Здесь может быть много интерпретаций. Для нас главной задачей в спектакле было как раз попробовать поразмышлять на тему: а каким он был? Что за человек, почему он так резко, так мощно повернул историю? Мы даже с актерами спорили о трактовке этого образа... Можно говорить что угодно, но - есть Успенский собор, есть церковь Покрова на Нерли, есть Золотые ворота и есть перенос Великокняжеского престола. Для одного человека это уже так много! Его наследие прошло сквозь девять веков! Таким наследием может похвастаться далеко не каждая историческая личность. Это его неоспоримые заслуги. И никто не может сказать, что этого не было. Это было. А вот то, как это было, какой ценой, каких внутренних мучений, сомнений, боли, вопросов, как это происходило, как рождались эти замыслы, как они непросто воплощались ‑ все это мы и попытаемся рассказать внутри нашего спектакля.
- Насколько актерам удается вживаться в своих персонажей?
- До премьеры судить об этом трудно. Но процесс у нас слаженный. Это очень хорошо, потому что спектакль ансамблевый. Естественно, есть центральная фигура - Андрей Боголюбский, но и много других, более или менее объемных ролей. Но даже те актеры, у кого один маленький выход на две-три минуты, стараются, чтобы эта «нота» была максимально органично вплетена в ткань спектакля. И мне кажется, здесь сложилось замечательное сотрудничество постановочной группы. Специально для этого проекта я пригласил художника-сценографа Бориса Голодницкого, мастера больших полотен. И действительно - оформление сцены впечатляет. Петербургский художник по костюмам Ирина Зайцева часами выверяла каждое место отделки на каждом костюме. И как пошивочный цех подхватывает ее идеи! Это просто загляденье... Я надеюсь, что когда-то (надеюсь, что не скоро), когда этот спектакль спишут, костюмы будут достойны выставки. Андрей Щербинин помогает нам с музыкальным оформлением. И замечательные хоры звучат в спектакле, которые будут давать такую мощную, на мой взгляд, эмоциональную основу... Замечательный балетмейстер Наталья Шурганова внесла свой интересный модерновый взгляд ‑ ведь как тогда танцевали, как двигались, точно не знает никто. Но это наша версия. Мы не претендуем на истину, мы лишь говорим, что это позиция театра и той группы, которая создавала спектакль, и она достаточно выношенная.
- Боголюбский у вас положительный герой?
- А вы видели хоть одного человека только положительного?
- Никого.
- Вот! Поэтому и интересно исследовать... Если говорить о результате, то лично для меня эта фигура положительная. Есть сухой итог его жизни, который завораживает меня своим объемом, величием и значением в истории. Но говорить о том, что это такой благостный дядя, который говорил мудрости и мирно гладил всех по голове... Нет. Это не так.
- Я намекала на другое... Будут ли показаны какие-то поступки, слова, моменты, которыми князь, будь он жив, не стал бы гордиться?
- Да, они в спектакле есть. И есть его покаяние в том, что он делает, - либо своими руками, либо в том, как складываются обстоятельства жизни... Например, разорение Киева. Ведь с походом Андрея на Киев, может, сравнимо только разорение Руси монголо-татарами...
- Сергей Анатольевич, вы не первый раз работаете с нашим театром. Насколько сложно было подобрать артистов?
- Сложность была в том, что в данной труппе не так много мужчин, как нам требовалось. Поэтому порой мне (я самостоятельно делал сценическую композицию из нескольких источников) приходилось соединять персонажей в один. Либо «перекидывать» персонажей из одной сцены в другую. А в итоге мужчины театра заняты все до единого. Девушек в спектакле меньше.
- Главную роль играет народный артист России Николай Горохов...
- Да, и он сразу был утвержден. И здесь очень важны не только творческие возможности артиста. Николай Анатольевич обладает положением даже внутри театра... И ему совершенно не надо доказывать, почему он князь. И он вправе какой-то своей трактовки материала, это артисту необходимо, чтобы объяснить, почему его персонаж именно такой... Я, кстати, не могу сказать, что работа над образом Боголюбского закончена. Она идет постоянно, каждую репетицию открываются какие-то новые глубины, новые пласты. Я надеюсь, что это не закончится даже с премьерой...
- Я слышала, что этот спектакль ставится из компиляций различных художественных произведений...
- Так и есть. На самом деле когда-то это здание театра открывалось пьесой «Андрей Боголюбский», написанной в 50-х годах и переделанной для театра в начале 70-х. У меня на руках были и печатный экземпляр, и экземпляр театра. Это стало основой, но там очень много перестановок, изменений по персонажам. В дополнение мы взяли части еще двух пьес, которые были «вплетены» для того или иного монолога, диалога... По сути, у меня было четыре источника. Естественно, подсоединялись летописи. Чтобы все это соединить, где-то дописывались фрагменты... Также помимо всего в спектакле использовано мощное описание убийства Боголюбского от историка Николая Костомарова.
- Какой период времени охватывает спектакль?
- У нас показан период начиная с убийства князя, потом возвращаясь в его приезд из Вышгорода во Владимир и заканчивая убийством. Такой вот круг в спектакле.
- В одном из интервью вы сказали, что русская классика обнажает проблемы, которые сейчас стали только острее. В данном случае будет ли чему поучиться власть имущим?
- Безусловно. На мой взгляд, масштаб личности князя, история возникновения, существования, развития такой личности ‑ это явление несколько не нашего времени. Так что в плане масштабности мышления современным власть имущим есть чему поучиться у князя. Если говорить о человеке, то мне очень импонирует его смелость, целеустремленность, вера, убежденность в своем предназначении, в той точке, к которой нужно идти... Только так можно чего-то добиться. Есть чего испугаться в этом человеке? Есть. Но опять же ‑ мы берем с точки зрения нашей морали, XXI века, расхристанной в прямом и переносном смысле. А с точки зрения морали того времени казнь была, как сейчас выговор... Никто же не говорит, что жесток руководитель, объявляющий выговор! А тогда были другие меры. Да, это не благостный дядечка, это жесткий правитель, который взрывал свое время, а взрыв никогда мирным не бывает.
- Есть такая поговорка, что у по-настоящему сильного мужчины всегда есть слабая женщина, которая его тиранит. Есть ли в спектакле героиня, влияющая на судьбу князя?
- Конечно. Его жена Улита. Трактовок об ее личности существует очень много, но мы для себя определились так ‑ она была одной-единственной женой, это основная каноническая версия о личной жизни Андрея, принятая большинством историков. И как человек близкий Андрею, любящий его, она стала полем раздора в спектакле, где, с одной стороны, силы боярские, которые искушают ее на предательство мужа, а с другой ‑ ее преданность и понимание Андрея. Кстати, у бояр на подобное поведение есть свое право... Ведь что там получалось. Если опять-таки перевести на наше время... Властитель пришел и сказал: значит, так, ребята, теперь отойдите от власти, вы теперь подмастерья. Кому это понравится из тех, кто реально правил? И они боролись за себя. У них своя правда, может быть, жестокая. Другое дело, что ценой этой правды стала жизнь человека. Но и у Андрея на душе есть грехи в этом смысле. Так что Улита мечется между двумя этими огнями и в конце концов делает свой выбор. Какой? Увидите в спектакле.
Он был «столпом праведников»
Вот что о своей новой роли думает народный артист России Николай Горохов:
- Нам всем необходимо помнить о том, что за нами - великая история, что у нас есть духовность, которую мы по дороге несколько подрастеряли... Не грех нам, русским людям, помнить, кто начинал нашу великую историю. И если наш спектакль «ляжет» каким-то маленьким «кирпичиком» узнавания своих корней, я буду счастлив. Андрей Боголюбский ‑ это такая огромная фигура, незаслуженно ‑ нет, не забытая, но - редко вспоминаемая. Для меня большая честь попытаться воссоздать такую огромную личность. Андрей Боголюбский - это же наш святой, благоверный князь. Мне нравится фраза одного монаха: «Россия, Русь, куда б ты ни неслась - оболганной, поруганной, убогой. Ты не погибнешь, ты уже спаслась, имея столько праведных у Бога». Андрей Боголюбский был одним из этих праведных. Столпом. И я счастлив, что имею возможность хотя бы таким образом - как артист, прикоснуться к этой фигуре.