Владимирцам понравилась клоунада театра Романа Виктюка на тему свободы человека во власти и творчестве
Аншлага не было, но зал стоя аплодировал исполнителям пьесы австрийского драматурга Рудольфа Лотара, написанной больше ста лет тому назад и поставленной Романом Виктюком осенью прошлого года. До него в России за «Короля-Арлекина» брался основатель Камерного театра Александр Таиров, правда, показать свою работу ему удалось лишь в ноябре 1917-го ‑ спектакль запрещали и до, и после революции.
Сюжет пьесы - шекспировско-декадентский: после смерти старого больного короля трон, на который немало претендентов, занимает придворный шут, убивший наследника и надевший его маску, дабы скрыть преступление. О том, что у руля государства ‑ посторонний, никто и не догадывается, потому что персоналии тут не имеют значения - «не сам король, а правит Власть именем его». Когда это объясняют Арлекину, он тут же утрачивает интерес к своей новой роли, в которую с упоением начал было вживаться. И тогда, открыв королевской семье истинное свое лицо, он сбегает вместе с возлюбленной актрисой ‑ от смерти, которую готовили непослушному правителю «невидимые господа», реально управляющие и королем, и государством. Замена «наглому шуту» нашлась тотчас же ‑ принц Эццо, слабовольный полубезумный кузен убитого наследника престола, за которого брат короля Танкред выдаст свою дочь Гизу, упрочив тем самым собственные позиции у штурвала королевства. А подданным его так и не расскажут всей этой истории, потому что, как заметил Танкред, «народ не должен никогда узнать, что королем был арлекин у них».
Разыгрывается эта драма в декорациях театрального кафе, где стены украшены фотообоями с изображением Пины Бауш ‑ немецкой танцовщицы и хореографа, умершей в 2009 году. Роман Виктюк посвятил ей этот спектакль, а декорациями напомнил зрителю о ее работе «Кафе Мюллер». В нем действие происходит в пустом заведении, где одинокие люди рассказывают истории о себе - с помощью танца.
В постановках Виктюка хореография ‑ тоже главное выразительное средство, в этом его фирменный стиль. В «Короле-Арлекине» он показал балет в стиле хай-тек, поставив актеров на ходули, не древние деревянные, а современного образца, сверкающие хромированными деталями и пружинящие подобно звериным лапам. Тарантелла на этих жутковатых устройствах выглядела впечатляюще. При спорной эстетике, это замечательная находка режиссера, поднявшего придворных артистов «над схваткой» за королевский трон.
Виктюк в этой работе противопоставляет два общества: притязающих на власть и «творческой интеллигенции», от власти бегущей. В первом грезят престолом, во втором ‑ свободой. В них все по-разному, даже отношения мужчины и женщины (в одном показан классический брак по расчету, в другом - любовь, которая дороже жизни). Шуты - вообще этакие разбойники-романтики. Они еще по-настоящему дружат, держат клятву и спорят о способности оставаться собой в профессии и в жизни, «чтоб чувствовать, где маска, а где - я», поскольку маски господ то страшны, то плоски, то тяжелы, то просто отвратительны. Впрочем, у членов королевской семьи - свой маскарад. Виктюк его визуализирует при помощи массивного рыцарского шлема, который в начале спектакля с грохотом швыряет наследник, а в конце с вожделением примеряет принц Эццо.
На сцене много шумят: представители двора швыряют о стены кафе венские стулья, опрокидывают столы, стучат блестящими наручами, акцентируя волевой посыл реплик. Звуковой ряд (Людмила Платонова) включает хард-рок и «Травиату» Верди, что примечательно - фрагмент репетиции под управлением Артуро Тосканини с ремарками дирижера. И если борьба за власть идет как будто на фоне радиозаписей времен фашистского рейха, то под итальянскую речь и оперную музыку артисты весело клацают ходулями-протезами и парят на полотнищах, показывая чудеса воздушной акробатики.
Исполнитель главной роли Дмитрий Бозин, знакомый владимирской публике по роли Соланж в «Служанках», и в этот вечер был на высоте, в прямом и переносном смыслах. Вместе с Игорем Неведровым (Панталеоне, друг Арлекина) они - классические представители труппы Виктюка: сильные драматические актеры с балетной выучкой, овладевшие еще и азами циркового искусства. Такой арсенал вкупе с куражом и полной самоотдачей владимирская публика оценила возгласами «браво» и внеурочными аплодисментами, которые артисты сорвали несколько раз за вечер. Впрочем, при всей спортивной зрелищности действа главная цель трюков - воплощение режиссерского замысла, который у Виктюка чрезвычайно многогранен.
Посланцы двух миров, нашедшие общий язык, - это Арлекин, вынужденно надевший средневековые доспехи, и слепая королева-мать, оказавшаяся прозорливее всех зрячих и обнаружившая подмену, но сохранившая тайну, так как незадолго до этого прокляла собственного сына и желала его смерти. Их договоренность привела к финалу почти в стиле «хэппи-энд»: все герои драмы остались при своих интересах и убеждениях, и даже получили то, к чему стремились.