1 июля 2011 в 05:42

Светло светлая земля Русская

В издательстве «Транзит-Икс» наконец-то вышла уникальная и долгожданная книга владимирского писателя, публициста, историка Александра Сухарева «О, светло светлая земля Русская. Слово о летописях Владимирской земли».  
Владимирская земля в стереотипном понимании - это белокаменные соборы и монастыри, славные имена Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Владимира Красное Солнышко, Всеволода Большое Гнездо, Александра Невского, знаменитые иконы Андрея Рублева. Но мы очень мало, да почти ничего не знаем о наших летописцах, вписавших навечно свои имена в историю страны. Книга - о них, и замысел автора получил в ней достойное воплощение.
Неизвестный летописец сравнивал книги с реками: «Се бо суть рекы, напаяюще вселенную». Все правильно: величавое и логическое изложение летописью русской истории действительно может быть уподоблено торжественному и могучему течению большой русской реки. В этом течении соединились многочисленные притоки, произведения разнообразных жанров: устные рассказы, былины, исторические песни, созданные в дружинной, монастырской, княжеской, а порой и ремесленной среде. Первые русские летописцы сумели собрать сведения о прошлом Руси за несколько столетий. Они пишут о походах и о договорах, об основании городов, дают живые характеристики князьям и рассказывают о расселении племен. Вероятно, у первых летописцев были какие-то устные материалы о жизни предшествующих поколений. Какие?
В главе «Былинные богатыри за землю Русскую! XI-XIII вв.» Сухарев говорит о том, что на Руси всегда было много сказочных героев. Это и Кумбал-царь, и Калин-царь, и Жидовин, и Змей-Горыныч, и Кащей, и многие другие. Былины (старины) старше письменности, именно они послужили материалом для многих летописей, среди которых и знаменитая «Повесть временных лет». В «Повести» не употребляется слово «богатырь», оно принадлежит народному эпосу, фольклорным песням и преданиям. Быль и сказка, реальность и фантазия - все сплелось в народных былинах, и в центре былин - Илья Муромец, которого народ уважительно называл по отчеству - Иванович. Этот герой, мужик-деревенщина, защищает от басурман землю Русскую, не щадя живота своего, осуждает княжеские междоусобицы, обличает «бояр кособрюхих», не способных дать отпор ворогу. Илья Муромец и Соловей-разбойник, Илья Муромец и Идолище поганое, Илья Муромец и Калин-царь - в этих и других былинах Илья Иванович - старший брат других богатырей, первый дружинник и советник, добродушный и прямолинейный человек. Он навсегда связан с Владимирской землей, и многим поколениям казалось, что главный богатырь русского народа не вымышленное лицо, а вполне реальное. Так считали и служители Русской православной церкви. В 1188 году они канонизировали Илью Муромца.
«Повесть об убиении Андрея Боголюбского» была создана в 1175-1177 годах. Историки полагают, что ее автором мог быть игумен Феодул, под руководством которого составлен первый владимирский летописный свод. В «Повести» автор говорит об Андрее как о князе благоверном и христолюбивом, создателе дивных храмов: в Боголюбово он «создал церковь в память о себе», во Владимире - Успенский собор и Золотые ворота. Андрей Боголюбский «не отягчил своей памяти пьянством, любую привычку делал достойно, велел каждый день возить по городу еду и пить различное, больным и нищим на пользу и, видя всякого нищего, к нему приходящего с просьбой, подавал им по прошению их».
Князь привык к стольному Владимиру, в нем он чувствовал себя в безопасности, потому что строил город с учетом естественных природных рубежей - рек, водных преград, возвышенностей, труднопроходимых мест. По воле Боголюбского начали составлять первый владимирский рукописный свод, сначала в Успенском соборе, потом в Рождественском монастыре. Ценность всех владимирских летописей заключается в том, что в них сильнее, чем в других летописях, звучала мысль о политическом единстве Русской земли. Самому Андрею принадлежит сочинение «Слово великого князя Боголюбского о милости Божией», в котором обосновывается введение нового праздника Спаса.
Но «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» не была бы великим произведением древнерусской литературы, если б ограничилась перечислениями заслуг и добродетелей князя. В ней говорится и о трагических чертах характера Андрея Боголюбского. Он любил по ночам ходить в церковь, зажигать свечи, и, глядя на иконы, испускал из очей слезы. Откуда такая набожность? В «Повести» не сказано, чем она была вызвана, но в других летописях среди черт характера Боголюбского часто называется жестокость. Он внес «дьявольский разлад» между князьями, изгнал из своих уделов малолетних братьев (среди них будущего Всеволода III Большое Гнездо), племянников и старших бояр своего отца. Его войска брали взбунтовавшийся Киев «на щит». Он прекрасно понимал значение слов «мое» и «собственность», не хотел знать юга, где князья понимали только общее, родовое владение. В «Повести об убиении Андрея Боголюбского» как бы сочетаются две мысли: мирская, поданная в действии, и церковная, написанная в размышлениях князя и комментариях летописца. Убитый «злодеями преступными» в 1175 году, князь был с великими почестями и плачем великим похоронен во Владимире. Когда шествие с телом князя двигалось в сторону Владимира, отмечает летописец, народ кричал и вопил от горя, и эти звуки были слышны издалека... В пересказе Александра Сухарева хроника заговора и жестокого убийства Андрея Боголюбского читается как захватывающий детектив.
...Почти 800 лет отделяют нас от того момента, когда владимирский епископ и писатель Симон работал над произведением «Киево-Печерский патерик». Эта книга - сборник назидательных исторических рассказов о подвижниках монашеской жизни Печерского монастыря. В основе произведения - переписка владимирского епископа Симона с печерским монахом Порликарпом. Быт и нравы монастырской братии переданы в летописи живо и реалистично, излюбленной темой стала борьба иноков с бесами как с реальными существами.
Епископ Владимирский и Суздальский Серапион размышляет в своем «Слове», датированном XIII веком, о нашествии неведомых народов, которое он представляет в виде землетрясения. Сохранились пять «Слов»-поучений Серапиона. Первые три изображают татарское нашествие. Проповедник сожалеет о бедствиях родной земли, признает, что причинами всех невзгод являются княжеские пороки, стремление князей к личной наживе и их нравственная распущенность. Спасение Руси епископ видит в моральном самосовершенствовании. Но у Серапиона отношение к басурманам не только отрицательное. Он с осуждением говорит о некоторых явлениях русской жизни, порожденных суевериями: об испытании ведьм посредством воды и выкапывании из могил утопленников и самоубийц. Серапион яростно выступает против языческого заблуждения, будто в общественных бедствиях виноваты ведьмы. В пятом «Слове», упрекая слушателей в различных пороках, Серапион приводит в пример «поганых»: «поганые, закона Божия не ведущие, не убивают единоверных своих, не истребляют, не украдут, не запрячут чужого. Всякий поганый брата своего не продаст, но кого в них постигнет беда, то искупят его и на промысел дадут ему...».
Александр Сухарев пишет также о «Житие Бориса и Глеба», «Молении» Даниила Заточника, «Житие Александра Невского», «Петре и Февронии Муромских» и многих других произведениях древнерусского искусства, созданных талантливыми летописцами. Владимирские летописи продолжают ждать своих исследователей. Тем более что письмена наших праотцов и сегодня звучат на удивление современно и актуально. Ведь древние летописцы предсказали будущее на тысячелетие вперед. Они первыми предсказали, что Русскую землю ожидает историческая миссия - сплотить вокруг себя многие соседние народы и жить с ними в дружбе. С известной натяжкой их предсказания воплотились в «едином» и «неделимом» Советском Союзе. Его позорный развал - та же вечная междоусобица, о которой без боли не писал ни один владимирский летописец. Читайте древних мудрецов, найдете ответы на все современные вопросы.


Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
4 минуты назад Законодательное Собрание Владимирской области празднует 30-летний юбилей
Первый созыв Законодательного Собрания Владимирской области был сформирован в 1994 году. В честь 30-летия на торжество в здание правительства Владимирской области приехали депутаты разных созывов, гости из Федерального С…
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…