6 июля 2011 в 00:56

Шедевр из Лувра вернулся во Владимир на два дня

Фото: Виктории СМИРНОВОЙ.
Владимирцам показали уникальный наплечник XII века. Выдающееся событие в культурной жизни Владимира приурочили к торжествам в честь 900-летия со дня рождения Андрея Боголюбского. Исследователи полагают, что украшение принадлежало именно этому прославленному князю. Хотя тут, как и с датой рождения Боголюбского, вопросов больше, чем ответов...  


В музее не утверждают, что именно Андрей Боголюбский был обладателем этого дорогого предмета. Однако основания соотносить его с именем нашего князя, пусть и не слишком веские, есть. И не стоит думать, что мысль сия получила развитие в связи с юбилейной датой, как это часто бывает. Первым эту идею высказал русский искусствовед Георгий Филимонов еще в XIX веке. Да и в Лувре экспонат снабжен надписью «Армилла (то есть наплечник) Андрея Боголюбского». Найден наплечник был в ризнице Успенского собора Владимира, где покоятся мощи святого благоверного князя.
Украшение датируется семидесятыми годами XII века. Ученые полагают, что изготовлено оно было в Лотарингии для императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, коим могло быть подарено Андрею Боголюбскому. Наш князь был, несомненно, фигурой европейского масштаба и, по свидетельству историка XVIII века Василия Татищева, «в дружбе состоял с Фридрихом Барбароссой».
- Это мог быть только императорский подарок - иными путями этот знак императорской власти попасть на Русь не мог, - утверждает хранитель Музея Лувра Жанник Дюран, инициатор нашумевшей выставки «Святая Русь» и этой двухдневной выставки одного шедевра во Владимире.
Впрочем, теоретически подарок этот мог быть сделан и младшему брату Андрея Всеволоду Большое Гнездо или даже какому-нибудь другому князю, говорит кандидат исторических наук, заместитель генерального директора по научной работе Мария Родина.
Так или иначе, из соборной ризницы предмет попал во Владимирский музей, в 1919 году экспонировался и привлек внимание московских искусствоведов. В 1932 году велись переговоры о передаче его в Оружейную палату. А в 1934 году армилла была куплена Обществом друзей Лувра и подарена французскому музею. Что произошло с ней за два года между 1932-м и 1934-м - пока загадка. С тех пор она выставляется в Париже и лишь на два дня вернулась во Владимир.
Впрочем, сомнения относительно принадлежности наплечника не умаляют его художественной ценности. На пластине из золоченой меди помещено великолепное эмалевое изображение сцены Воскресения Христова в технике, которой не владеют современные мастера. Это сочетание перегородчатой и выемчатой эмали с использованием стеклянной крошки, благодаря чему создается впечатление, что крылья ангелов излучают свет, а гробница сделана из настоящего мрамора.
Единственный аналог этой армиллы находится в Германском национальном музее в Нюрнберге. Что характерно, попала она туда тоже из наших краев. Уже упоминавшийся здесь искусствовед Филимонов обнаружил ее в 60-е годы XIX века в одном из монастырей Переславля-Залесского. В 1867 году она экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, после чего, предположительно, хранилась в частной коллекции Филимонова. Затем попала в собрание художника Михаила Боткина, которое после революции было национализировано, частично распродано, частично передано в Эрмитаж. В музейную коллекцию наплечник, судя по всему, не попал. В 1930-х им завладел немецкий коллекционер барон фон Гирш. А в 1978 году на аукционе Сотбис пластину приобрел Нюрнбергский музей.
Эта армилла похожа на экспонат Лувра с той лишь разницей, что изображено на ней «Распятие Христа» и немного иначе устроено крепление. Наш музей просил немецких коллег показать ее в паре с «французской». Однако немцы, сославшись на плохое состояние артефакта, якобы не позволяющее его транспортировать, отказали. Что касается представленной во Владимире пластины, то сохранилась она, по мнению ученых, великолепно - она даже ни разу не реставрировалась.
Тем не менее Лувр выдвинул очень серьезные требования относительно условий экспонирования уникального предмета. Хранитель Лувра Жанник Дюран лично привез ее во Владимир и убедился, что помещение, витрина, сигнализация (страховочная стоимость экспоната - более 9 миллионов евро), освещение, температурно-влажностный режим - в рамках договоренностей.
Во Владимире шедевр пробудет всего два дня - 5 и 6 июля.



^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
13 минут назад Во владимирских дворах для ветеранов войны проводят концерты
Пресс-служба мэрии областного центра сообщает о первых выступлениях артистов городских самодеятельных и профессиональных коллективах возле домов, в которых живут участники и ветераны Великой Отечественной войны, блокадни…
44 минуты назад Во Владимире появится еще 20 «умных» светофоров для разгрузки улиц
Пресс-служба правительства Владимирской области сообщает о продолжении работы по модернизации городской агломерации областного центра. Продолжается внедрение интеллектуальных транспортных систем.