Июньское заседание Законодательного Собрания области, завершившее законодательный цикл первого полугодия, стало поводом для беседы корреспондента «Владимирских ведомостей» с членом Совета Федерации Александром Савенковым об актуальных направлениях его сенаторской работы.
Напомним читателям, что генерал-полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Александр Савенков в Совет Федерации Федерального Собрания РФ избран от Законодательного Собрания Владимирской области 25 марта 2009 года. В верхней палате парламента России является заместителем председателя Комитета по конституционному законодательству и входит в состав комиссии по регламенту и организации парламентской деятельности.
- Александр Николаевич, в решении каких задач вы в большей степени задействованы сейчас в Совете Федерации помимо текущей законодательной работы?
- В первую очередь вся моя работа подчинена интересам жителей Владимирской области. Кроме того, по поручению руководства Совета Федерации большое внимание приходится уделять вопросам международных отношений, особенно отношениям Российской Федерации с блоком НАТО. Это и участие в Парламентской ассамблее НАТО, и в международных консультациях о роли России в Арктике. При этом задачей мы видим недопущение НАТО как блока к решению проблем Арктики, а также широкомасштабных интервенций Евросоюза в этом регионе. Пока удается отстаивать позиции России, хотя и с трудом. Создан Арктический союз из пяти стран, и четыре из них представляют НАТО. Мы имеем самое протяженное арктическое побережье, но Россия в совете одна, а другие государства пытаются себя позиционировать очень активно. Если США и Канада действуют умеренно, то Норвегия, Исландия, Швеция, Финляндия и даже Турция не скрывают своих претензий в Арктике.
Еще одна актуальная тема - проблематика размещения систем противоракетной обороны (ПРО) в Европе, включая наше участие в этом проекте. По сути, мы так и не получили вразумительного ответа от НАТО, для чего создаются элементы ПРО в Европе. Еще можно понять ссылки руководителей альянса на ракетную программу Ирана, ядерное оружие Пакистана и соответствующие планы размещения элементов системы ПРО на юге Европы. Но против кого ПРО на северо-западе континента? Или почему Норвегия закупает в США большую партию бомбардировщиков, которые относятся исключительно к наступательным вооружениям? Недавно, в июне, я прямо задал вопрос об этом заместителю министра обороны Норвегии. Он явно смутился, а потом сказал о модернизации российской армии, о создании истребителя пятого поколения в России. Я возразил, что истребитель ‑ оружие оборонительное.
Как видите, хотя мы ушли от терминологии холодной войны, называем друг друга не врагами, а партнерами, вопросы в отношениях с НАТО остаются.
Кроме того, существует много вопросов приграничного, военно-технического сотрудничества. Есть и вопросы социального плана в военной области, потребовавшие решения.
- Что бы вы отметили из последних важных социально значимых решений, связанных с Вооруженными силами?
- На днях президент подписал закон, принятый по инициативе Совета Федерации. Этой инициативе скоро исполнилось бы три года. Она была внесена Комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации. Ее смысл в том, чтобы найти выход из ситуации, когда при 11-летнем обучении в школе многие юноши, пошедшие в первый класс в 7 лет, оказываются при выпуске из школы 18-летними призывниками. И они сразу после выпускного вечера должны были отправляться на сборный пункт военкомата, не имея шансов поступить в вуз.
Сначала благодаря поддержке Президента отреагировал министр обороны, издав свой ведомственный нормативный акт, который предписал военкоматам не проявлять большого усердия в призыве этой категории лиц. Но этого было явно недостаточно, необходимо было урегулировать вопрос законодательно. И вот Госдума после трех чтений необходимый закон приняла, на заседании 22 июня Совет Федерации его одобрил, и 28 июня Президент России Дмитрий Медведев подписал изменения в закон «О воинской обязанности и воинской службе». Согласно им, выпускники, которые по окончании школы достигли 18-летнего возраста, получают отсрочку от армии до 1 октября. Она дается один раз, чтобы все абитуриенты имели возможность поступить в вуз. В связи с этим важно подчеркнуть, что подобные коллизии иногда складываются из-за того, что мы принимаем законы, откладывая в долгий ящик решение проблем, которые явно могут возникнуть в будущем.
- Какие еще актуальные и наиболее важные сегодня направления работы вы бы назвали?
- Началось формирование бюджета будущего года. Мы по нескольку раз в неделю контактируем с председателем Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Юрием Васильевым. Полагаю, что и на уровне администрации Владимирской области эти вопросы обсудим. У меня есть поручение Законодательного Собрания о том, чтобы уже в первой половине июля провести встречу представителей администрации области, бюджетного комитета Законодательного Собрания с Юрием Васильевым, конструктивно и содержательно обсудить параметры бюджета, учитывая интересы Владимирской области.
Особо отмечу большую работу, которую мы проделали по контрольно-счетным органам совместно со Счетной палатой России. Вертикаль контрольно-счетных органов выстроена. И после долгих дискуссий об их принадлежности нет никаких сомнений, что Счетная палата и другие контрольно-счетные органы - это плоть от плоти органов законодательной, представительной власти. На заседании Законодательного Собрания 29 июня принято постановление о создании «Совета по взаимодействию в сфере обеспечения законности и повышения результативности использования средств областного бюджета, территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области и государственной собственности Владимирской области» во главе с Владимиром Киселевым. Таким образом, в нашем регионе состоялась инновация, которой нет ни в одном субъекте Федерации: сформировалась контрольная триада - Счетная палата области, комиссия Законодательного Собрания по взаимодействию со Счетной палатой и только что созданный Совет. Все это позволит усилить эффективность контроля за расходованием средств бюджета со стороны законодательной власти.
Это важно еще и потому, что происходят сложные финансовые изменения в межбюджетных отношениях в области здравоохранения, ЖКХ и других сферах. Эти изменения в федеральной политике должны транслироваться в субъекты Федерации и в муниципалитеты.
- О чем прежде всего идет речь в плане изменений в межбюджетных отношениях?
- На прошлой неделе мы были свидетелями того, что президент высказался за развитие субсидиарности межбюджетных отношений. Это значит, что ставится задача как можно больше полномочий передать от федерального центра к субъектам Федерации, а с уровня региона - муниципалитетам. Поэтому нас ждут большие сдвиги в управленческом процессе на региональном и муниципальном уровнях. Я докладывал о задачах по этому вопросу Законодательному Собранию. Мне было дано поручение, чтобы в рамках работы комиссии Государственной Думы и Совета Федерации мною более четко была проведена линия, что если полномочия передаются из центра в регионы, а с уровня региона - в муниципалитеты, то эта передача полномочий должна быть обязательно обеспечена финансированием. Чтобы не получилось так, что функция передается, а денег для ее исполнения нет.
- Вы постоянно бываете в нашем регионе и ведете личный прием граждан. Просьбы и жалобы людей, надо полагать, требуют от вас дополнительных усилий?
- Решительную борьбу за реализацию тех инициатив, которые высказывают на личном приеме жители области, считаю одной из важнейших задач. Например, очень остро стоит вопрос об участниках боевых действий. В связи с этим мы начинаем активно работать с областной и местными организациями «Боевого братства». В области есть участники вооруженных действий по понуждению Грузии к миру и даже чеченской кампании, которые на сегодняшний день не имеют необходимых документов об участии в боевых действиях, как правило, по вине нерадивых военных чиновников, а значит, лишены льгот, тех преимуществ, которые гарантированы государством. Ко мне поступило около десятка таких заявлений. Я напрямую работаю с командованием Южного военного округа и с аппаратом полпреда Президента в Южном федеральном округе, чтобы восстановить права участников боевых действий. Подобные проблемы приходится решать постоянно. Еще недавно боролись за права чернобыльцев. В результате все, кто должен быть награжден за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, награждены, это более 130 человек. Заслуживают достойного признания и ветераны, которые были военными советниками на Кубе, в Мозамбике, Анголе и других странах. Они также рисковали жизнью.
Мне очень приятно отметить, что мой помощник Владимир Николаевич Казин стал руководителем регионального отделения общероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», объединяющей в области более 3,5 тысячи человек. И это люди с четкой гражданской позицией, активные. Импонирует их бескомпромиссность, твердое желание добиваться цели, если она справедлива. Считаю, что необходимо дать им возможность активно участвовать в формировании нашего гражданского правового общества. Тот факт, что «Боевое братство» вступило в Общероссийский народный фронт, еще расширит его ряды.
- Изменилась ли обстановка в Совете Федерации в связи с тем, что временно он остался без председателя?
- Хотя место председателя вакантно, никакой поры затишья в Совете Федерации нет и быть не может. Верхняя палата парламента всегда отличалась рядом моментов: там нет политических фракций и дискуссий; каждый хорошо знает, чем ему заниматься. Способность к автономии поведения и нацеленность на результат у сенаторов играет важнейшую роль, а законотворческий процесс непрерывен. Не будет останавливаться и работа Законодательного Собрания области. В центре внимания летом будут и межбюджетные отношения, и пожароопасная ситуация.
- Мы слышали о планах расширения границ Москвы как субъекта Федерации. Не перейдет ли ли московский мегаполис границы Владимирской области?
- Я давно занимаюсь проблемой федеративных отношений. Активные преобразования территорий субъектов Федерации начались в середине 2000-х годов. Был образован Пермский край, Забайкальский край и другие. Сейчас у нас 83 субъекта РФ, и в последние три года вопрос об их слияниях и объединениях не ставился. Тем не менее федеративные отношения требуют разумных преобразований. Есть много примеров больших различий между субъектами по населению и территории при равных правах. Дело в том, что Российская Федерация ‑ молодая, в нынешнем виде существует менее 20 лет, а цель любой федерации - эффективность управления.
Мне импонирует идея выведения всех правительственных учреждений за пределы Москвы, объединение их в единый комплекс. Невероятно затратный проект, но если он осуществится, это будет памятник государственному управлению.
Но Владимирская область имеет особое историческое и политическое значение. Пять городов были столицей государства Российского и три из них - во Владимирской области. И пусть Москва будет самых больших размеров, но с ней обязательно должна граничить Владимирская область. На мой взгляд, Владимирская область должна существовать в России хотя бы уже для напоминания о том, что Владимирская Русь и Великая Русь - это тождественные понятия. Не случайно Петр Первый для того, чтобы утвердить новую столицу, перевез в Санкт-Петербург мощи Александра Невского из Владимира. Подчеркнув, что Владимир ‑ колыбель Российского государства. Это понимали все на протяжении веков.
Моя позиция и как ученого, и как россиянина: Владимирская область - это один из важнейших символов России. Владимир для Руси это святое, не в обиду будет сказано другим территориям страны. Это должен быть центр исторического, экологического, ландшафтного туризма. Где еще на квадратном километре найдете столько церквей XII века?! Так что пусть Москва будет еще более крупным субъектом Федерации, но и Владимир не должен быть маленьким.
Постскриптум
По поводу предложения создать парламентский центр на Соборной площади
На следующий день после интервью «Владимирским ведомостям», 30 июня, член Совета Федерации Александр Савенков в выступлении на одном из телеканалов высказал идею о создании на Соборной площади парламентского центра. Мы вновь связались с сенатором и попросили о комментарии, поскольку в телепередаче не прозвучала полная аргументация этого предложения.
Аргументы сенатора
- На мой взгляд, - сказал Александр Савенков, - передача бывшего Дворянского собрания, позже - Дома офицеров Министерством обороны в собственность города Владимира позволяет всерьез задуматься о размещении там Законодательного Собрания Владимирской области. Аргументы вполне очевидные. Прежде всего, традиционным символом разделения властей является то, что орган законодательной власти в большинстве стран мира расположен в отдельном, как правило, видовом, впечатляющем здании. А во Владимирской области администрация и Законодательное Собрание размещаются буквально в соседних кабинетах одного здания на Октябрьском проспекте, 21.
Кроме того, уникальный комплекс Соборной площади с древним Успенским собором, зданием бывшей Городской думы получил бы логичное завершение, если бы в бывшем Дворянском собрании, возведенном в классическом стиле в 1826 году (кстати, ровно 185 лет назад), был создан областной парламентский центр. Это не только подчеркнуло бы значение законодательной власти, но и стало бы еще одной достопримечательностью города. По такому впечатляющему парламентскому центру можно было бы проводить экскурсии, организовывать в нем тематические выставки по тем или иным поводам. Это общепринято для большинства парламентов мира.
Думаю, вполне возможно урегулировать вопросы собственности между городом и областью. И дополнительным доводом я считаю то, что в случае переезда Законодательного Собрания на Соборную площадь высвободились бы помещения для ряда департаментов областной администрации, которые располагаются в удалении от основного здания исполнительной власти региона. Таким образом можно было бы оптимизировать территориальное расположение областной администрации.
Комментарий
главы города
Как мы уже сообщали, в понедельник, 4 июля, именно в здании бывшего Дворянского собрания и Дома офицеров провели пресс-конференцию глава города Владимира Сергей Сахаров и глава администрации Андрей Шохин.
По поводу предложения Александра Савенкова у журналистов с Сергеем Сахаровым состоялся такой диалог.
- Почему проводите пресс-конференцию в Доме офицеров? Не связано ли это с последним заявлением сенатора Савенкова и нет ли в этом желания в очередной раз продемонстрировать, что теперь это здание муниципалитета?
- Это не связано со словами Александра Николаевича. Здесь удобно для журналистов. И второе, безусловно, связано с тем, что в мае мы получили Дом офицеров от Министерства обороны в муниципальную собственность и стараемся им заниматься. На это здание у нас есть перспективные планы.
- Какие планы?
- Они обсуждаются. Не будем принимать поспешных решений. В настоящее время продолжает функционировать тот формат, который был у этого здания, патриотическая функция остается.
- А идея сенатора будет рассматриваться как один из вариантов?
- Александр Николаевич после телеэфира приехал к нам и сказал, что к нему идея пришла прямо на эфире. Она имеет под собой основу с точки зрения целесообразности - было бы красиво иметь в центре города публичное место, где заседал бы парламент. В данной ситуации он имел в виду Законодательное Собрание. Но идея не просчитанная ‑ ни по кабинетам, ни по затратам, поэтому сегодня она остается только идеей.
Записали
Александр ИЗВЕСТКОВ,
Леонид КОРАБЛЕВ.