«ВВ» заканчивают серию публикаций к 20-летию департамента имущественных и земельных отношений администрации области. Осталось неосвещенным еще одно важнейшее направление деятельности департамента - осуществление госзакупок для нужд Владимирской области. Этому сложному и ответственному направлению работы департамента и посвящена данная публикация.
Отдел размещения государственного заказа создан в департаменте 1 декабря 2005 года, после принятия Федерального закона № 94-ФЗ о госзакупках, который предписал государственные нужды за бюджетные деньги удовлетворять исключительно на конкурсной основе. Это было радикальное законодательное нововведение для России, не знавшей прежде подобного опыта. Осложнялась реализация закона тем обстоятельством, что его первая редакция, прописывавшая правила проведения закупок, изобиловала пробелами в регулировании многих практических вопросов, которые выявились сразу же после того, как началось применение закона на практике.Но лиха беда начало! В первый год (2006-й) разместили заказов только на 500 миллионов рублей. В 2011 году сумма областного заказа составляет 6,5 миллиарда рублей.
Существенно менялись год от года и способы размещения заказа. В 2006-м преобладали такие способы торгов, как конкурс и закупка у единственного поставщика, считающиеся сейчас едва ли не самыми коррупционными. В последнее время 76% закупок совершается на открытых электронных аукционах.
Главная задача, стоящая перед департаментом была, есть и будет ‑ качественное и своевременное формирование и размещение государственного заказа, ориентированные, с одной стороны, на удовлетворение в полной мере потребностей заказчиков в товарах, работах и услугах, а с другой - на экономию бюджетных средств. И следует отметить, что с этой задачей, пусть не без трудностей, но департамент с успехом справляется. Подтверждением этого служит тот факт, что в рамках негосударственного независимого общественного проекта гражданского контроля над проведением закупок для государственных и муниципальных нужд и корпоративных структур «Национальный рейтинг прозрачности закупок» в 2010 году Владимирская область в третий раз получила сертификат «Гарантированная прозрачность» и вошла в тройку регионов ‑ лидеров рейтинга наряду с Москвой и Алтайским краем. К слову, за пять лет размещение заказов для государственных нужд позволило сэкономить более 1,5 миллиарда бюджетных рублей.
Открытость процесса закупок до середины 2010 года помогала обеспечивать «Электронная торговая площадка Владимирской области». В связи с очередным внесением изменений в 94-й ФЗ с 1 января 2011 года заявки всех федеральных, региональных и муниципальных заказчиков России размещаются на едином официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а все торги проходят на пяти федеральных электронных площадках.
Вопросами размещения информации на сайте и электронной площадке занимается созданный в департаменте с 1 января 2011 года информационно-аналитический отдел.
Однако не все так гладко, как хотелось бы. Федеральный закон весьма «придирчив» к срокам размещения заказов, но нестабильная работа официального сайта и нередкие технические сбои могут стать причиной нарушения сроков размещения заказов.
Работать в постоянно меняющейся среде - особое мастерство. Вряд ли еще какой закон претерпел за столь короткое время так много изменений, как 94-й. Поиски оптимального варианта организации процесса госзакупок продолжаются до сих пор, причем идут с удвоенной силой после того, как в Послании Федеральному Собранию Президент РФ поручил «кардинально переработать» закон.
Принятые в апреле текущего года изменения в закон, в частности, обязали государственных и муниципальных заказчиков обосновывать начальную (максимальную) цену контракта на поставки товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд. Теперь более подробно регламентировано содержание конкурсной документации и документации об аукционе в части требований к гарантиям качества товаров, работ и услуг, а также требований к сопутствующим услугам, дополнен перечень случаев, при которых заказ может размещаться у единственного поставщика или исполнителя, уточнены сроки подачи участниками размещения заказов жалоб на положения конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок.
Все указанные изменения несомненно направлены на совершенствование механизма размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Однако на протяжении эволюции законодательных норм постоянно повышается и контроль со стороны правоохранительных органов над качеством размещения заказов, и ответственность уполномоченного органа.
В начале 2011 года отдел по размещению заказов для государственных нужд департамента вырос в управление по размещению государственного заказа, состоящее из двух отделов. Для контроля за расходованием бюджетных средств, прогноза закупок, формирования сводного объема заказов и корректировки заказов в составе управления специально создан отдел планирования и учета заказа. Поэтому начальник управления размещения государственного заказа Юрий Соловьев ответственно заявляет: «У нас золотых кроватей не закупают». В настоящее время полномочия в сфере размещения заказа для государственных нужд области реализуют 13 человек.
Работа в данном направлении ведется довольно успешно. Между тем одной из важнейших проблем было и остается качество формирования заказов. Сотрудникам управления приходится «бороться», с одной стороны, с заказчиками - за грамотное формирование заказов, а с другой ‑ с контрольными органами, отстаивая свою позицию по каждому обжалуемому заказу.
«Если «тупо» следовать заказу, мы получим в итоге самые дешевые продукты для детей и больных, самые дешевые лекарства и строительные материалы, самое дешевое оборудование и самых дешевых (неквалифицированных) рабочих, выполняющих ту или иную работу, - поясняет заместитель губернатора области, директор департамента Александр Денисов. ‑ Закон позволяет сформировать заказ таким образом, чтобы подобного не случилось, поэтому главная задача специалистов управления научить заказчиков качественно и без ошибок заказывать требуемые товары и услуги».