15 июля 2011 в 01:42

История мощей Андрея Боголюбского

Летом 1991 г. состоялось торжественное при участии патриарха Алексия II перенесение мощей преподобного Серафима Саровского из Санкт-Петербурга, куда они были вывезены в 1927 году и на долгие годы затерялись в фондо­хранилищах Ленинградского музея истории религии, в Саров, на место первоначального погребения.  
История возвращения князя Андрея Боголюбского в Успенский собор, где он был похоронен в 1174 году, сложнее…
Самое сильное впечатление при первом посещении Владимирского музея осталось у меня от стеклянной витрины, где лежали мощи владимирского князя (мне было семь лет, это было до войны).
И вот спустя много лет, в 1960 году, будучи назначенной директором музея, принимаю дела, вхожу в зал и… не вижу знакомой витрины. Сотрудники довольно невнятно объясняют: в 1958 году обком партии принял решение убрать мощи из музея и отвезти в Москву, в Исторический музей. Документов о передаче не было. Я обратилась к директору ГИМа В.Г.Вержбицкому - де, надо бы возвратить. Возражений не было, и вот во время очередной поездки в Москву на промерзшей «Кубани» в деревянном ящичке мы перевезли мощи в хранилище, которое находилось в Троицкой церкви. Слухи дошли до начальства, и мне было сказано: никому не говорить, на учет не ставить. (Это было сделано только в октябре 1982 года - мощи были записаны в инвентарную книгу под № НВ 9058 и хранились в фонде археологии.)
Оказывается, это было не первое возвращение мощей во Владимир…
Об истории убийства князя Андрея не раз писали в последнее время, и я лишь упомяну, что только на шестой день после убийства тело Андрея было положено в каменный гроб и привезено во Владимир. Погребли князя в златоглавом Успенском соборе, им построенном, недалеко от иконы Владимирской Богоматери. Там его останки покоились несколько веков.
В начале XVIII века Андрей Боголюбский был канонизирован, причислен к лику святых. В 1702 г. его нетленные мощи были положены «на вскрытии». В 1753 г. его гробница и еще две великокняжеские гробницы Владимирского Успенского собора были вскрыты для переоблачения святых мощей. Остатки древних одежд поместили в ризницу собора.
И вот грянул революционный 1917 год.
Из «Известий Владгубисполкома» узнаем, что 13 и 15 февраля 1919 г. комиссия по осмотру Успенского кафедрального собора при участии врачей-экспертов Успенского, Чернобровского, Абсианидзе, в присутствии понятых и настоятеля собора протоиерея М.Сперанского, ключаря священника И.Взорова произвела осмотр раки с мощами князя Андрея. Фотофиксацию производил заведующий Губернским уголовно-розыскным подотделом милиции тов. Рябов. Во вскрытой раке под шелковыми покровами и княжескими нарядами оказались кости и большое количество ваты для придания содержимому контуров человеческой фигуры. Согласно данным врачебного осмотра, «обнаруженное представляет собрание костей… насколько можно судить по наружному осмотру, принадлежат одному взрослому человеку». Так останки Андрея Боголюбского первый раз подверглись медицинскому освидетельствованию. Фрагмент византийской ткани из гробницы Андрея Боголюбского был передан в музей. (Он и сейчас экспонируется - после реставрации и воссоздания всего раппорта рисунка ткани.)
В декабре 1934 г. скелет Андрея Боголюбского «совершил путешествие» в Ленинград для рентгено-антропологического исследования с целью отождествления личности. Данные рентгенологической экспертизы настолько соответствовали летописным рассказам об Андрее Боголюбском, что для ученых принадлежность скелета именно этой исторической фигуре становилась бесспорной.
В 1935 г. Д.Г.Рохлин и В.С.Майкова-Строганова опубликовали результаты своей научной работы в статье «Рентгено-антропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского». Антропологи дополнили и конкретизировали сообщения летописца: «и рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли». Только один сравнительно легкий удар рубящим орудием по левой ключице был нанесен заговорщиком, стоявшим лицом к князю. Все остальные ранения были нанесены сбоку, сзади и уже по лежащему.
После научных исследований скелет князя «вернулся» из Ленинграда во Владимир и стал экспонатом музея.
1941 год - новое путешествие в Москву, только черепа, в мастерскую известного антрополога ‑ скульптора М.М.Герасимова, который по черепу сделал реконструкцию его внешнего облика. В 1963 году музей-заповедник заказал Михаилу Михайловичу изготовление скульптурного портрета, который сейчас находится в исторической экспозиции.
Лицо князя - некрасивое, скуластое, с широким приплюснутым носом, с мясистыми губами, с широко расставленными узкими глазами. Эта монголоидность от матери князя Андрея - дочери половецкого хана Аюба. Но какое умное лицо! Какая воля и энергия! Летописец пишет: «Умен во всех делах и доблестен», и добавляет: «Но погуби смысл (разум) свой невоздержанием».
А как горделиво, нет - надменно запрокинута голова! Князь никогда «не сгибал выю (шею)». Антропологи обнаружили изменения на почве остеохондроза диска между пятым и шестым шейными позвонками. Сросшиеся дужки 2-го и 3-го шейных позвонков, проявления артроза на суставных поверхностях 1-го и 2-го позвонков обусловили резкое ограничение движений позвоночника - князь почти не сгибал шеи. Вот откуда его осанка! Но, думается, и надменность, непреклонность в облике князя неотъемлемы.
Но возвращаемся в 80-е годы.
В адрес музея идут настойчивые обращения архиепископа Серапиона передать мощи Успенскому собору. Сейчас это кажется само собой разумеющимся, но в середине 80-х годов! Узнав об этом, секретарь обкома КПСС по идеологии Николай Иванович Шагов кричит (именно - кричит) по телефону: «Даю тебе две недели! Чтоб мощей во Владимире не было!». Что делать? Звоню директору музея истории и религии в Ленинград, в Москву, в Исторический музей, в институт антропологии, объяснив ситуацию, с просьбой взять на временное хранение. Все отказывают. А Н.И.Шагов усиливает интонации: «Ты о чем думаешь? Мы можем дать тебе оценку!».
К счастью, в 80-е годы во Владимире уполномоченным Совета по делам религий при СМ СССР был умный, образованный и просто порядочный человек Адольф Васильевич Зиновьев. Прекрасно понимая мое отчаянное положение, он хлопочет в Совете по делам религий пойти навстречу просьбе Владимиро-Суздальского архиепископа Серапиона.
И вот в музее выписка из протокола № 11 заседания Совета по делам религий от 23 декабря 1986 года: «Слушали Уполномоченного Совета… т. Зиновь­ева о возвращении мощей Андрея Боголюбского в Успенский собор г. Владимира». Постановили: «Считать целесообразным передать мощи Андрея Боголюбского в Успенский собор г. Владимира».
Реставраторы музея срочно изготавливают красивый ларец, внутри выстилают шелком. Мощи тщательно упакованы в микалентную бумагу (уже не газетная, когда везли из ГИМа 25 лет назад!), и 3 марта 1987 года везем (на «Волге»!) в резиденцию архиепископа. При передаче мощей в руки владыки я должна была сказать положенные по такому случаю официальные слова, но получилась неформальная взволнованная речь - о великом предке, возвысившем Владимиро-Суздальское княжество, украсившем наш город дивными «измечтанными всякой хитростью» строениями, о том, что наконец-то мощи князя возвратятся после долгих мытарств на место первоначального упокоения…
Был подписан акт о передаче мощей на постоянное хранение Епархии и общине Успенского собора. Поздним вечером в присутствии нескольких представителей церкви мощи были переложены в раку на то же место в Успенском соборе, как… 713 лет назад! Как было обещано архиепископом Серапионом, «вспышек религиозного фанатизма, паломничества и других нежелательных явлений» отмечено не было.
На этом история с мощами не закончилась ‑ в 2007 году епископ Евлогий разрешил вскрытие мощей великого князя по просьбе сотрудников Российского центра судебно-медицинской экспертизы. О результатах исследования М.Фурман неоднократно писал, было опубликовано воспроизведение нового «видения» облика князя Андрея, «эдакого мужика из Владимирской или Ярославской губернии, который не привлекал бы внимания, и его можно было бы встретить в любом людном месте». Воспроизведение облика напомнило портреты «их разыскивает милиция»…
Пусть будет научный спор между профессионалами судебно-медицинской экспертизы и Институтом этнологии и антропологии Российской Академии наук, о методиках, концепциях, типологическом подходе, об особенностях многочисленных компьютерных программ и т.д. Но и летописные данные, и взволнованное повествование попа Микулы, и исследования ленинградских ученых-антропологов 1936 года остались неопровержимыми. Что же касается широкой публики, то интерес вызвала «исправленная и выверенная современным компьютерным методом» графическая реконструкция внешности Андрея Боголюбского. Однако, если сравните его с работой знаменитого антрополога и замечательного скульптора М.М.Герасимова, ‑ разница-то будет невелика, если графический портрет украсить волосами. Вот как у В.Татищева описывается Андрей Боголюбский: «Ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы чермные, кудрявы, лоб высокий, очи велики и светлы». Нет, перед нами встает не мужичок из толпы. А великий князь, который, по словам летописца, «умен во всех делах и доблестен», с неудержимым норовом, горделивой осанкой, хотя бы (в частности) объясняемой остеохондрозом. Великий князь, выдающийся государственный деятель, деяния которого вызывают удивление и восторг и 900 лет спустя!
Основоположник метода антропологической реконструкции признанный авторитет М.М.Герасимов, к тому же талантливый скульптор, воссоздал образ великого предка, сумев, кроме того, отразить в нем черты его характера.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
14 минут назад Наталья Денисова: «Звание мамы - самое большое счастье для женщины»
В редакции «Владимирских ведомостей» побывал очередной гость. На этот раз - главный внештатный акушер-гинеколог министерства здравоохранения Владимирской области, главный врач областного перинатального центра Наталья Ден…
46 минут назад Два человека погибли на пожаре в деревне Аббакумово под Петушками
Днем в субботу, 13 декабря, сотрудники МЧС выезжали для тушения возгорания в дачном доме в деревне Аббакумово Петушинского района. При разборе сгоревшего строения были обнаружены тела двух человек.

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.