Как регулируется привлечение трудовых ресурсов из-за рубежа Во Владимирской области завершилось формирование заявки на ввоз рабочей силы из-за рубежа на будущий год. Это повод еще раз задуматься о том, почему в последние годы выходит так, что численность иностранных работников в нашем регионе сопоставима с количеством зарегистрированных безработных граждан, проживающих в области. За разъяснениями мы обратились в департамент по труду и занятости населения администрации области. На вопросы ответил заместитель директора департамента Павел Романов.
- Каковы основные причины того, что при наличии свободных рабочих рук область нуждается в значительном количестве трудовых ресурсов из других стран?- Действительно, завершена кампания по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на 2012 год. Межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных работников согласованы предложения на привлечение 13097 иностранных работников, в том числе 2400 человек из стран с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию.
Основная причина привлечения трудовых мигрантов - дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Зачастую требуются одни специалисты, а работу ищут совсем другие.
Несмотря на то, что по состоянию на 1 июля в области более 16 тысяч официально зарегистрированных безработных граждан, остро не хватает квалифицированных кадров - от управленцев до рабочих.
Сложились три направления привлечения иностранных работников: приглашение специалистов иностранными компаниями, осуществляющими инвестиционные проекты; удовлетворение спроса работодателей в рабочей силе, дефицитной на региональном рынке труда, в том числе для работы на высокотехнологичном импортном оборудовании; привлечение трудовых мигрантов на рабочие места, не пользующиеся спросом у российских граждан.
Преобладающая часть иностранных работников привлекается организациями города Владимира, Александровского, Петушинского районов. В этих территориях напряженность на рынке труда и уровень регистрируемой безработицы ниже среднеобластных показателей и происходит значительный отток кадров в соседний Московский регион.
- Исходя из чего определяется квота на ввоз рабочей силы из-за рубежа? По заявкам предприятий требуется примерно 30 тысяч иностранных работников, почему приходится сокращать разрешенную численность гастарбайтеров почти вдвое?
- При определении квоты учитываются многие показатели. Прежде всего ситуация на региональном рынке труда, в том числе прогноз численности безработных граждан и ожидаемого высвобождения работников. Учитываются возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки незанятого населения, и перераспределения, или привлечения из других субъектов Российской Федерации.
Также анализируется количество выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиям и специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранных работников.
Принимается во внимание вопрос возможности субъекта Российской Федерации в отношении обустройства привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, исходя из обеспеченности населения жильем и объектами социальной инфраструктуры.
ти использования иностранной рабочей силы в предыдущем году. Поданные заявки от работодателей рассматриваются профильными департаментами администрации, управлением Федеральной миграционной службы по Владимирской области, Государственной инспекцией труда во Владимирской области в части соблюдения законодательства о труде и занятости, миграционного законодательства.
- Удается ли с помощью квотирования стимулировать привлечение местных трудовых ресурсов?
- Частично. В соответствии с законодательством о занятости работодатели обязаны предоставить сведения обо всех вакансиях в центры занятости населения. На свободные рабочие места и должности в первоочередном порядке должны направляться российские граждане. В процессе сбора заявок на формирование квоты пытаемся добиваться этого.
- В каких отраслях наблюдается наибольшая потребность в привлечении работников из-за рубежа? В связи с чем эта потребность растет или снижается, как может государство влиять на динамику привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа?
- Главными потребителями иностранной рабочей силы на региональном рынке труда являются предприятия обрабатывающих производств (свыше 50%). Идет модернизация, вводятся новые производства с импортным оборудованием и не хватает станочников, наладчиков оборудования, слесарей, формовщиков, сборщиков обуви. Также требуются швеи, ткачи и работники других специальностей.
Второе место занимают организации строительного сектора. В основном привлекаются иностранные граждане из ближнего зарубежья (штукатуры, каменщики, монтажники, бетонщики, отделочники).
В этой сфере значительная доля рабочих мест, не привлекательных для жителей области.
Активность в привлечении иностранной рабочей силы проявляют организации сельского и лесного хозяйства - 5,3% всех заявок, что связано с непрестижностью предлагаемых рабочих мест: условия труда и нагрузка не соответствуют размеру заработной платы. Требуются механизаторы, трактористы, дояры, рабочие по уходу за животными, овощеводы и другие работники.
- Не влияют ли ограничения на ввоз рабочей силы из-за рубежа на рост производства и состояние предприятий в нашей области, если работников реально не хватает?
- При наличии такого числа безработных граждан это оптимальный объем привлечения трудовых мигрантов. Нужно ориентироваться не на увеличение ввоза иностранной рабочей силы, а на подготовку собственных кадров.
- Удается ли переориентировать профессиональную подготовку жителей Владимирской области, чтобы они смогли претендовать на те вакансии, которые открываются для иностранцев?
- Такие меры принимаются. С 2009 года выделяются значительные финансовые средства из федерального бюджета на профессиональное обучение безработных граждан. Кроме этого в рамках дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда ведется опережающее обучение работников, в случае угрозы массового увольнения. В текущем году упор сделан на опережающее обучение работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами.
Цифры
Численность работников-иностранцев
во Владимирской области
2003 год - 490 чел.
2009 год - 18,5 тысячи чел.
2010 год - 14,8 тысячи чел.
Заявка на 2012 год ‑ 13,1 тысячи чел.
Численность официально зарегистрированных
безработных граждан
по состоянию на 1 июля 2011 года ‑ более 16 тысяч человек.