В регионе утвердили концепцию развития внешнеэкономической деятельности Владимирской области на 2011-2015 годы Объем иностранных инвестиций в экономику Владимирской области в 2010 году составил 765,5 млн долларов. Аналогичный показатель по итогам 2009 года - 530,6 млн долларов. Начиная с 2006 года общая сумма иностранных инвестиций на территории Владимирской области - почти 2,8 млрд долларов с ежегодным приростом в 29,9%.
Самые активные инвестпартнеры региона-33 - Турция, Германия, Австрия, Нидерланды и Швейцария. Сегодня в области успешно работают уже более 100 предприятий с участием зарубежного капитала. Чаще всего иностранный бизнес вкладывается в пищевую, химическую промышленность, машиностроение, строительство, торговлю. Среди проектов 2010 года ‑ организация производства пищевых продуктов в Вязниковском районе, мебельная фабрика во Владимире и завод по производству замороженных хлебобулочных изделий в Лакинске.Немаловажный фактор для инвесторов ‑ наличие законодательной базы, которая бы способствовала развитию деловой активности.
- Все формы господдержки, которые могут быть оказаны инвесторам в рамках полномочий субъекта, предусмотрены областным законодательством, - говорит заместитель директора департамента внешних экономических связей Денис Синявский. - И это - ключевое положение концепции развития внешнеэкономической деятельности на территории области.
В регионе растет внешнеторговый оборот. В прошлом году этот показатель составил 1050,7 млн долларов (+31,8% к уровню 2009-го). С 2006 по 2010 год среднегодовые темпы роста оборота достигли 19,1%, экспорта - 18,2%, импорта - 20,0%. Преобладание импорта вполне объяснимо ‑ у нас реализуется ряд крупных инвестпроектов с привлечением иностранного капитала и для организации таких производств в область ввозится уникальное технологическое оборудование, комплектующие и сырье для выпуска продукции.
До 70% оборота приходится на 10 стран ‑ в том числе Китай, Германию, Алжир, Италию, Украину, Турцию, Польшу... Всего же торговлю с 88 странами ведут около 400 предприятий. Сегодня можно констатировать, что товарная структура внешней торговли не носит сырьевой характер: чуть менее 50% экспорта и более 60% импорта имеют промышленную направленность.
- Сложилась ситуация, когда рост внимания инвесторов к Владимирской области отмечается ежегодно, - продолжает Денис Синявский. - Наглядное свидетельство этому - степень «просадки», которая отмечалась в оттоке инвесторов в период кризиса. Владимирская область выглядела в этом плане гораздо лучше в сравнении с показателями по стране в целом.
Между тем дальнейшую реализацию внешнеэкономической политики в экономике сдерживают некоторые проблемы, которые характерны не только для нашего региона. Речь, в частности, о высоких затратах на энергоресурсы, о немалых транспортных издержках, о низкой конкурентоспособности львиной доли региональной продукции. Отдельный фактор - неравномерность развития муниципалитетов по уровню экономического, социального и культурного потенциала. Еще одна причина, сдерживающая развитие, - дефицит регионального и местных бюджетов.
Новая концепция развития внешнеэкономической деятельности также ставит своим первоочередным приоритетом привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику. Помимо этого предстоит продолжать осваивать современные технологии и создавать новые рабочие места. Как полагают областные власти, помочь преодолеть низкую конкурентоспособность местной продукции должно перераспределение экспортных и импортных рынков и постоянное обновление структуры экспорта. Владимирским предпринимателям обещают «всемерную поддержку» при продвижении их продукции на мировые рынки. К слову, участие регионального бизнеса в разного рода международных выставках ‑ это теперь тоже один из приоритетов развития внешнеэкономической деятельности.
Было отмечено, что в наиболее выгодном положении здесь оказываются предприятия агропромышленного комплекса, химической и перерабатывающей промышленности, народных промыслов, турбизнес. В целом же новая концепция, по словам первого вице-губернатора Владимира Веретенникова, должна стать посылом руководителям муниципалитетов для разработки собственных схем территориального планирования и генеральных планов развития территорий.