16 августа 2011 в 01:38

Свалкам ‑ да, полигону ‑ нет?

В Камешковском районе прошел митинг противников строительства полигона для твердых бытовых отходов В минувшую субботу рядом со строящимся полигоном для ТБО у д. Марьинка в Камешковском районе прошел митинг противников этого объекта. Попротестовать пришли, по моим подсчетам, больше 100 человек, включая детей и подростков, ‑ в основном дачники из окрестных деревень, относящихся к Пенкинскому сельскому поселению. Как мне сказала одна из организаторов акции протеста - «да, тут в основном москвичи, местные жители устали бороться». Около полутора часов граждане держали самодельные плакаты с надписями вроде «Берегите природу, мать вашу», «В деревнях плач и стон, деток травит полигон» и т.п. и слушали активистов-ораторов, периодически дружно скандируя «Убрать полигон» и «Победа будет за нами»...  
Признаться, лично у меня мероприятие оставило двойственное впечатление. С одной стороны, я хорошо понимаю митингующих ‑ никто не захочет жить (или отдыхать летом) по соседству с подобными объектами. Когда возле моего дома строили третью по счету АЗС, я тоже расстроилась и рассердилась. И я отлично понимаю, что любому человеку свойственно защищать то, что оно считает своим, это абсолютно нормально.
Меня впечатлило, как хорошо люди организовались на акцию протеста, хотя, подозреваю, что это заслуга нескольких конкретных людей, среди которых есть вроде как даже профессионал с опытом работы в предвыборных кампаниях.
А с другой стороны, меня слабо впечатлили доводы противников полигона. Не понравилось их частое нежелание отвечать на уточняющие вопросы. И покоробило, как легко некоторые из митинговавших в своем поведении переходили на балаганный стиль общения.
По словам собравшихся на митинг, борьбу «против полигона» они ведут уже 9 лет, требуя «не допустить экологической катастрофы». Утверждают, что территория размещения полигона ‑ бывший песчаный карьер, где структура грунта идеальна для проникновения жидких сред. Что в районе полигона «имеется естественный уклон местности в сторону реки Черная», так что «есть опасность загрязнения вод». Что «попадание отходов в почву грозит загрязнением пресной воды значительной части Владимирской области». Что в районе полигона произрастают леса первой категории, обитают редкие животные и растения. Что решение о размещении полигона якобы не согласовано с местными жителями. Что заключение государственной экологической экспертизы по проекту потеряло свою юридическую силу в связи с истечением срока его действия (что нет нового заключения ‑ это, конечно, безобразие). Что как такового строительства комплекса не ведется, а лишь «территория выстилается геомембраной, которая якобы в конце концов прорвется». Что «представители властных структур кулуарно признают, что заявления о безопасности полигона ‑ фикция», что «жители запуганы», а «у одного из активистов сожгли автомобиль»...
Давайте по порядку. Конечно, пусть в структуре грунта разбираются специалисты из многочисленных контролирующих ведомств. Даже неспециалисту понятно, что отходы в огромных количествах люди производят ежедневно ‑ невзирая на то, есть полигоны или нет. И все эти отходы валяются на земле ‑ безо всяких геомембран и систем отвода. В лучшем случае ‑ на санкционированных, но давно изживших свой век полигонах, а в худшем ‑ на многочисленных нелегальных свалках, на ликвидацию которых власти тратят десятки миллионов рублей в год.
Только в прошлом году во Владимирской области было выявлено без малого 2 тысячи (!) незаконных свалок на площади 138 гектаров. Причем размеры этих «помоек» порой достигают гектара, располагаются на берегах водоемов, и под ними точно нет никаких геомембран, дренажных систем, систем очистки фильтрата и т.п. Это разве не экологическая катастрофа? Сейчас, по-вашему, отрава в почву не попадает?
И разве нет лукавства в призывах «беречь природу и право людей на благоприятную окружающую среду» со стороны жителей Москвы, учитывая, что Москва, по некоторым данным, ежедневно направляет на полигоны Московской области около 10 тысяч тонн отходов? Что, жители Московской области счастливы принимать мусор из столицы и не имеют права на благоприятную окружающую среду? Почему же там не помитинговать?
Кстати, я спрашивала протестовавших, куда они девают свой личный мусор. Одни сказали, что «во дворе сжигаем», другие - «вывозим во Владимир, а там в контейнер», третьи ‑ что копят отходы до приезда специальной машины, которая ездит по деревням и эти «накопления» собирает... Но выяснить, что это за спецмашина, кто и кому за нее платит (неужели дачники на лето договоры заключают?), толком не удалось. Зато люди сказали, что мусор эта машина отвозит на свалку у деревни Тихорицы. «А что, - спросила я, - жители Тихориц счастливы принять ваш мусор?» Ответа не получила. Правда, деревни Тихорицы на карте Камешковского района я вообще не нашла ‑ единственная, что звучит похоже, Тереховицы, и она, к слову, относится к Второвскому, а не к Пенкинскому сельскому поселению. А что касается утверждения «свой мусор вывозим во Владимир» - то позвоните мне, пожалуйста, те, кто в это верит. Я не верю. Если бы вывозили ‑ область (ее леса, овраги и территории у водоемов) не была бы так загажена. Вот вам, кстати, доказательства: в прошлом году в Пенкинском сельском поселении выявлено 8 свалок, в 2011-м (который еще не кончился) ‑ 4... В общем, привет защитникам экологии.
Уже после прослушивания всех скандирований на митинге журналисты спрашивали не разошедшихся активистов акции:
- Ладно, допустим, здесь полигону не место. А где место?
В ответ звучало - «Мы понимаем, что полигон в принципе нужен области, но - не здесь»… и «Почему мы должны об этом думать?».
Одна из выступавших заявила, что здесь нельзя строить полигон, потому что «вокруг водится множество редких животных и птиц». Я пристала к ней сразу после выступления: «Какие конкретно животные и птицы?». После минутной заминки она пробормотала: «выхухоль», и начала - бочком-бочком - от меня отодвигаться, проигнорировав мое «а еще?».
Одна из участниц и на митинге, и после него упорно твердила, что объект у Марьинки ‑ это не полигон, а просто свалка, полигон - «это другое». Спрашиваю:
- Хорошо. А как должен выглядеть полигон?
- В Интернете написано.
- Я посмотрю в Интернете. Но раз вы так уверенно заявляете, что это не полигон, значит, точно знаете, как он должен выглядеть...
Нет ответа.
Я нашла в Интернете, как должен выглядеть современный полигон, ‑ кому интересно, точный адрес такой http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./13/77009/82246/461327/461402/461472. На то, что сейчас строится у Марьинки, даже внешне очень похоже... Большой котлован, дно и бока которого выстилаются противофильтрационным экраном (его называют геомембраной, это такая очень толстая пленка высокого давления). Под экраном ‑ специальная сетка. Мусор складируется спрессованный, пластами, каждый пласт утрамбовывается слоем земли...
Впрочем, как я поняла, люди не хотят этого полигона в принципе, и уверять их в безопасности будущего объекта бесполезно.
Организаторы акции в распространенном пресс-релизе утверждают, что против полигона 7 тысяч человек из 17 населенных пунктов. На весь Камешковский район приходится немногим менее 32 тысяч человек, из них больше 15 тысяч живут непосредственно в Камешково. И на митинг пришли около сотни человек. А где остальные 6900? И что это за обращение такое от лица 7 тысяч человек без единой подписи и неизвестно кем написанное?
По нашим данным, в радиусе 5 км от полигона в деревнях постоянно зарегистрированы 38 человек (это без Пенкино).
- А что, у нас в области нет места, где на большой территории совсем нет никаких деревень? - спросила я у Алексея Мигачева, директора областного департамента природопользования и охраны окружающей среды.
- Есть, конечно, - с горькой иронией ответил чиновник. - Парк «Мещера».
...Заявления об угрозах, сожжении автомобиля, чиновниках, которые кулуарно говорят о «фикции» - это, извините, пустые разговоры. Если вам угрожают ‑ звоните в полицию. Сожгли автомобиль ‑ тем более. Это ведь уголовно наказуемые деяния ‑ пусть будет расследование, задержание виновных, тогда в это можно будет поверить. А если это всего лишь строчка в неподписанном пресс-релизе, то и доверия такой информации ‑ ноль. Что касается разговорчивых «кулуарно» чиновников, то я сама была бы рада с ними пообщаться ‑ и сохранить потом их инкогнито. Вот только митинговавшие их имен и координат не назвали...
- Все это туфта, - кричали протестовавшие на доводы Алексея Мигачева и представителя компании-подрядчика. - Все эти нечистоты будут в близлежащих колодцах. Вы тут деньги отмываете! Вам лишь бы карманы набить и уехать на Канары!
Или еще пример:
- Я здесь 20 лет, вы мне все имущество обесценили!
Вообще, при всем моем восхищении сумевшими так организоваться людьми было очень неприятно смотреть на то, как порой здравый протест превращается в балаган... Например, задают Алексею Мигачеву вопрос. Он начинает на него отвечать, его перебивают и презрительным тоном спрашивают: «Вы что, политех кончали, что ли?». Чиновник говорит «да». Дама в шляпке еще более презрительным тоном констатирует: «Кошмар какой!». Или чуть позже тому же Мигачеву рекомендуют самому поселиться возле полигона. На это он говорит, что и так живет в одном километре от рекультивированной свалки. «Оно и видно!» - звучит тут же. Другой эпизод ‑ упоминается заключение конкретного специалиста по фамилии Шелуха и тут же раздаются громкие комментарии: «Как можно доверять человеку с такой фамилией?». Это вообще хамство. От Мигачева требовали ответов, а когда он пытался отвечать, начинали кричать и свистеть. Подрядчику вообще слова не дали ‑ скандировали «зачем он нам нужен?».
А еще я там услышала, что судьи, прокуроры, журналисты, «которые не за нас», - все, мол, нехорошие люди, продавшиеся на корню. Если прокурор отвечает в длинном, шестистраничном ответе, что, невзирая не недостатки, «оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено» - всё, по мнению части протестовавших - «продался»! Если судья отклоняет иск ‑ то же самое. Так, может, лучше над доказательствами своей правоты поработать как следует? Например, нанять уважаемых экспертов?
На митинге часто ссылались на мнение Валерия Вильдяева, начальника управления некоммерческого партнерства «Центр водохозяйственной безопасности «Вода и Люди: ХХI Век». Почитала я это мнение. Там есть такой, к примеру, довод против полигона: «Полигоны можно строить в местах, исключающих загрязнение окружающей среды ‑ в нашем случае загрязнение окружающей среды очевидно». Как вам довод? «Адвокат, приведите доказательства!» - «Но, господин судья, это же ОЧЕВИДНО!»
...Еще раз повторюсь: пусть в этой истории разбираются профессионалы. Из того, что я прочитала в открытых источниках, природа в Камешковском районе действительно чудесная, а непосредственно на территории Пенкинского сельского поселения расположен охраняемый объект - Пенкинский мирмикологический заказник площадью 69 га с уникальным скоплением гнезд рыжих лесных муравьев.
По моим данным, изначально рассматривалось 26 вариантов размещения полигона ‑ в радиусе 50 км от Владимира. После геологических изысканий осталось 14 площадок, в том числе у поселков Энергетик, Ставрово, сел Спасское и Сновицы, деревень Болдино и Марьинка. Когда выбор пал на Марьинку, власти взялись за оценку безопасности этого варианта. Вот что «ВВ» писали на эту тему в декабре прошлого года: «Целый год специалисты ЗАО «Комплексная геологическая экспедиция центральных районов» проводили гидрогеологические, инженерные, экологические изыскания. Изучили участок в 64 квадратных километра - в 200 раз больший, чем будет занимать полигон. Глубина исследований составила 155 метров. В результате выяснилось, что естественная защита грунта на порядок выше нормативной. Иными словами, почва здесь глинистая, способная пропускать влагу лишь на 2х10-6 сантиметров в сутки (ничтожная величина. ‑ Ред.). А с учетом устройства мембраны и системы сбора фильтрата загрязнение подземных вод вообще исключено, чего, кстати, не скажешь о ныне действующих, в том числе и стихийных, свалках. Все эти меры предосторожности предусмотрены проектом, который выполнила фирма ЗАО «ДАР/ВОДГЕО» из Московской области. Над документацией проектировщики трудились три года, а стоила эта работа 3,3 млн рублей. Результаты их усилий оценили специалисты Центра санитарно-эпидемиологического надзора и Государственной вневедомственной экспертизы. Положительное заключение этих служб говорит о безопасности объекта для населения и окружающей среды при условии, конечно, что он будет строиться и эксплуатироваться правильно».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
14 минут назад Во Владимире вручены награды от имени фонда «Народный фронт. Всё для Победы»
Необычная церемония награждения состоялась в начале заседания Законодательного Собрания Владимирской области 23 апреля: вручение благодарственных писем благотворительного фонда «Народный фронт. Всё для Победы». Их получи…
час назад Александр Авдеев провел очередной прием жителей Владимирской области
В Штабе общественной поддержки во Владимире губернатор Александр Авдеев встретился с жителями областного центра, Гороховца, Юрьев-Польского и Судогодского районов, которые обратились за помощью. Главу региона просят о ре…