18 августа 2011 в 03:22

Воспитание трудных

Фото: Фото из архива колледжа
Во все времена есть немало позитивно настроенных ребят, которые хотят получить рабочую профессию, может быть, как у родителей. Сегодня система начального профессионального образования реформируется. Многие из училищ стали профлицеями, некоторые лицеи превратились в колледжи. А явление осталось - подростки, которые идут из школы, часто окончив только 9 классов (бывает и меньше!), за рабочими профессиями. Среди этих ребят есть и «трудные», с которыми не справились или школа, или родители, или все они вместе.
Есть и «особо трудные» ‑ совершившие правонарушения, знакомые с алкоголем, а то и наркотиками. Накануне августовских педсоветов неплохо бы еще раз задуматься о том, какая нагрузка выпадает на специалистов, занимающихся воспитательной работой в реформируемой системе начального профессионального образования.
А пищей для раздумий послужит наша беседа со Светланой Деревниной, педагогом-психологом Владимирского технологического колледжа - бывшего профессионального лицея № 7, а еще раньше ПТУ № 7 тракторного завода. Светлане Евгеньевне по должности приходится быть в гуще воспитательной работы под руководством директора колледжа Владимира Червякова. И как специалисту ей лучше видны «психологические типы» детей, в том числе трудновоспитуемых.
- С каждым набором, - говорит Светлана Деревнина, - к нам приходит часть детей, которые состоят на различных видах учета как совершившие административные правонарушения, в том числе неоднократно, или имеющие в свои 15-17 лет условные сроки за уголовные преступления. Приходят и те, кто на учете в наркодиспансере. Также поступают ребята из семей, которые находятся в неблагоприятной ситуации, когда родители регулярно находятся в алкогольном или наркотическом опьянении, либо к детям было применено жестокое обращение, либо обстановка в этих семьях такова, что дети постоянно убегают из дома. Я имею в виду не просто семьи с какими-то внутренними проблемами, а именно зарегистрированные в качестве проблемных семей, состоящие официально на учете.
- И сколько у вас учится ребят из таких семей?
- В позапрошлом учебном году их было семь, в прошлом учебном году - десять. Четверых мы за год сняли с учета. Прежде всего благодаря индивидуальной работе с семьями и детьми. Плюс мы ведем свой внутренний учет ребят «группы риска» - у которых много двоек, кто прогуливает занятия, позволяет себе мат на уроках. Мы тоже начинаем с ними работать индивидуально и углубленно. Из пятнадцати учащихся «группы риска» сняты с учета за учебный год семеро.
Рассказывая обо всем этом, Светлана Евгеньевна оперирует специальными журналами учета проблемных детей разных категорий. Десятки фамилий, есть не только парни, но и девочки. Против каждой фамилии специальные отметки ‑ о видах и результатах воспитательных воздействий.
- Воспитательная работа с такими детьми, - говорит Светлана Деревнина, - была бы для нас еще более тяжелой, если бы мы работали только силами сотрудников колледжа. Но мы работаем не одни. С нами сотрудничают специалисты муниципального учреждения «Молодежный центр», особенно из отдела социальной помощи молодежи, врачи из наркодиспансера, а также социальные педагоги, психологи, инспекторы из подразделения по делам несовершеннолетних Октябрьского ОВД, сотрудники центра планирования семьи. Все заинтересованные специалисты входят в совет профилактики правонарушений. На его заседания приглашаются на беседу ребята, которые уже были на учете, при поступлении или во время учебы что-то противоправное совершили, или у кого-то замечены следы на руках ‑ от уколов, странных порезов.
Следующий блок нашей работы - психологические недели профилактики правонарушений, когда на уроках дети слушают и врача-нарколога, и психолога, и специалиста силовых структур, и наркомана, который преодолевает свою зависимость. Такие занятия на основе междисциплинарного подхода также дают возможность просматривать профилактические фильмы. Ведь зачастую дети и не знают, в каких случаях уже наступает административная ответственность, с какого возраста молодежи разрешено употреблять спиртные напитки. На следующем уроке ребята пишут эссе о том, что они узнали, кто из выступавших на них больше повлиял.
- Эффект есть от таких занятий? Удается ли исправить подростков, которые кажутся неисправимыми?
- Постоянное воспитательное воздействие на детей, которые у нас учатся, дает гораздо больший эффект, чем одноразовые профилактические акции. Кто-то скажет, что это не панацея. Но мы убеждены, что если хотя бы нескольких проблемных детей «вытащили», то стоит всем этим заниматься.
- В последнее время к спасению наркозависимых присоединяется и церковь. Недавно в епархии проходил семинар для специалистов на эту тему, и вы в нем также участвовали. Как вы оцениваете такую помощь?
- Дети часто не знают, куда пойти, к кому обратиться за помощью в случае, если попали в сложную жизненную ситуацию. Мы считаем, что в современных условиях любая помощь нужна. Много хорошего делает православный реабилитационный центр «Осознание», созданный по инициативе отца Сергея Минина, настоятеля храма при госуниверситете. В центр ребята ходят анонимно, мы даже это не отслеживаем. Для нас главное, что они центр посещают и находятся в состоянии ремиссии.
- А понимают ли сами подростки, употребляющие алкоголь или наркотики, что им надо обратиться за помощью?
- На начальной стадии увлечения тем или иным «зельем» они нередко считают, что это круто, по-взрослому, помогает им чувствовать себя увереннее. А вот чтобы ощутить потребность в помощи, ребятам приходится перейти определенную грань, «красную черту», за которой они понимают, что их склонность, скажем, к пиву, представляет реальную опасность, что это болезнь.
- Выходит, что вы уже получаете детей, имеющих нелады с законом?
- По статистике основная масса имеющих на счету правонарушения или преступления приходят к нам из школ.
- А почему вы не отсеиваете таких учащихся еще на стадии поступления?
- Прежде всего, мы заранее не знаем, кто из поступающих состоит на учете в тех или иных органах. Кроме того, мы понимаем, что у нас самая доступная ступень образования после школы, и часть поступающих детей - «трудные». Это наша работа ‑ воспитывать и таких детей. Необходимо учесть и то, что к нам часто приходят ребята из бедных семей, которые не смогли бы обеспечить учебу сына или дочери в вузе, где все больше платного обучения. А здесь мы продолжаем после школы их воспитывать, у нас эта воспитательная часть имеет даже большее значение. Поэтому такую нагрузку берут на себя наши мастера производственного обучения: они с утра до ночи с детьми, знают и про жилищные условия, и про обстановку в семье. Для наших мастеров вполне нормально, например, с утра встречать учеников на пороге класса, и если кто-то из них не пришел, звонить родителям, выяснять, где их ребенок. Наши мастера это делают постоянно, это входит в их обязанности ‑ практически заменять родителей.
- Преобразование профессионального лицея в колледж как-то повлияет на воспитательную работу?
- В основном к нам поступают ребята после 9-го класса, а с преобразованием в колледж у нас появилась в этом году возможность принимать на учебу после 11-го класса, пока по профессии «парикмахер; технолог». Мы надеемся, что приход ребят постарше, со средним образованием, позитивно повлияет на более младших, окажет положительное воздействие на культуру поведения, даст хорошие примеры для подражания.
Завершая наш разговор о воспитании трудных подростков в условиях начального профессионального образования, Светлана Деревнина, не называя имен, припомнила, что некоторые из выпускников ПТУ № 7 - профлицея № 7 в годы учебы были и двоечниками, и хулиганами, а, повзрослев, стали достойными людьми, известными в области и стране. Значит, семена воспитательных усилий не пропадают даром.
Хорошо бы не растерять лучшие традиции воспитания трудных подростков в процессе реформы профессионального образования.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
вчера в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…