Рабочая поездка во Владимир министра внутренних дел Рашида Нургалиева была посвящена реформированию МВД и предоставлению соцгарантий сотрудникам правоохранительных органов. Встречали министра губернатор Владимирской области Николай Виноградов, главный федеральный инспектор Игорь Князев и начальник УМВД России по Владимирской области Александр Голубцов. Рашид Нургалиев отметил, что посетил три региона (до нас в этот день он побывал в Костроме и Иванове) «с хорошим настроем», а по завершении встречи вручил награды наиболее отличившимся офицерам.
В начале министр привел статистику зарегистрированных преступлений в целом по стране за первое полугодие текущего года.- Что касается Владимирской области, в целом ситуация здесь находится под контролем, однако есть направления, требующие сегодня углубленного изучения и внимания со стороны руководства управления Министерства внутренних дел по Владимирской области, - отметил Р.Нургалиев.
Оперативный дежурный теперь ‑ ключевая фигура
Как было сказано, в свете реформы МВД принципиальное значение в системе правоохранительных органов приобретает должность оперативного дежурного. Ведь именно с ним в первую очередь сталкиваются граждане, которые обращаются в полицию за помощью, и именно общение с этими сотрудниками «во многом формирует общественное мнение о деятельности полиции». Нургалиев убежден, что «оперативный дежурный ‑ это очень глубокое понятие», это «управленец, человек, который знает основы оперативно-розыскной и правоохранительной деятельности, это юрист». По его словам, качество работы на этом этапе прежде всего способствует раскрытию преступлений по горячим следам и обеспечению неотвратимости наказания.
- Анализ показал, что у нас очень много дежурных, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. Что я имею в виду? Многие из них не состоялись в охране общественного порядка, в сыске, давно уже забыли оперативно-служебную деятельность. И многие из них, по сути дела, сидят и досиживают до пенсии. Александр Николаевич, - сказал министр, обращаясь к начальнику областного УМВД Александру Голубцову, - я Вас прошу провести соответствующий мониторинг и оценить деятельность дежурных, именно оперативных. Такие дежурные, о которых я сейчас говорил, не нужны!
Главное - защита законных прав и интересов граждан
Принципы работы полиции меняются кардинально. Пресловутые «валовые показатели отчетности» в оценке результатов ее деятельности максимально сокращаются. Как выразился министр, «во главе угла теперь ‑ человек и защита его законных прав и интересов». Главным показателем качества работы полиции должно стать мнение людей.
- Наш главный критерий ‑ общественное мнение о качестве работы полиции на основе независимых источников социологической информации. И в этой связи я прошу вас продумать формы и методы изучения общественного мнения, в том числе - используя возможности органов исполнительной власти региона, - обратился глава ведомства к своим владимирским коллегам.
Говоря об итогах внеочередной переаттестации во Владимирской области, Рашид Нургалиев считает, что аттестационная комиссия к рассмотрению кандидатур подошла объективно и те решения, которые были приняты, отвечают предъявляемым требованиям. А вот тем, кто не прошел переаттестацию по состоянию здоровья, необходимо будет помочь с трудоустройством. «Они себя не дискредитировали, они честно выполняли свой служебный долг. И вот таким людям помощь должна быть оказана», - заявил глава МВД.
Министр довольно подробно говорил о принятом в июле новом законе, которым устанавливаются социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей (в том числе погибших и пропавших без вести при исполнении долга). В первую очередь, кардинально повышается оплата труда полицейских. Уже с 1 января 2012 года заработная плата лейтенанта на первом году службы составит 33 тысячи рублей, а с учетом премиальных, районных коэффициентов и надбавок, о системе которых Рашид Нургалиев также рассказал, - почти 44 тысячи рублей. Причем оклады составят почти половину в величине денежного содержания. Министр особо отметил, что действие этого закона распространяется на всех без исключения сотрудников органов внутренних дел, будь то полиция, юстиция или же внутренние войска. Закон этот, по его словам, позволит «не подбирать сотрудников, а отбирать наиболее достойных кандидатов».
Прием на службу ‑ по мировым стандартам
Сейчас активно обсуждается проект еще одного закона, а именно о прохождении в будущем службы в ОВД. Новации в нем не менее революционные. Например, на службу в органы уже совсем скоро не будут принимать сотрудников без юридического образования. А для тех, у кого все же профильного образования нет, но кто тем не менее прошел успешно внеочередную переаттестацию, будут организованы курсы повышения квалификации. «Когда человек профессионально не до конца готов, вот там и появляется и чванство, и хамство, и черствость», - так комментируют в МВД значимость подобной меры. «Нормой жизни» для сотрудников правоохранительных органов будет отныне служба по контракту. Привычным явлением должна вскоре стать и ротация руководителей управлений по истечении срока пребывания их в должностях, причем ротацию обещают не только в пределах того или иного регионального управления, но и в целом по стране и внутри центрального аппарата МВД. Как сказал Рашид Нургалиев, это будет «системная работа». Он также порекомендовал своим владимирским коллегам сформировать кадровый резерв для выдвижения кандидатов на вышестоящие должности и подчеркнул, что резерв этот «не должен быть формальным».
На 5 лет увеличится предельная возрастная планка пребывания на службе в органах ‑ с целью сохранить самых опытных специалистов. И, наконец, особо тщательно теперь намерены подходить к отбору будущих кандидатов в полицейские. В практику вводится психофизиологическое тестирование, тесты на наркотическую, алкогольную зависимость, при необходимости - проверка на детекторе лжи, а на отдельные должности, «где есть риск», ‑ тестирование на коррупциогенность.
- Нормальная практика для всех стран мира. Если кто хочет служить в органах внутренних дел сегодня, он должен пройти соответствующую процедуру. Мы должны понимать, что этот конкретный офицер исполнит свой служебный долг, - разъяснил министр.