Этот год для крупнейшего в Коврове ОАО «Завод имени В.А.Дегтярева» («ЗиД») - юбилейный. В августе город праздновал 95-летие оборонного предприятия, а в марте чуть скромнее отмечена другая дата ‑ 65 лет с начала серийного выпуска на «ЗиДе» мотоциклов. В 1945 году такое решение принял нарком вооружения Дмитрий Устинов.
Первые мотоциклы назывались К-125. Их сконструировали на базе немецкой модели DKW по соглашению о репарациях. В дальнейшем модельный ряд пополнили другие машины. Наибольшую популярность в советский период снискали модели «Ковровец» и «Восход». После распада СССР и краха плановой экономики от серийного производства мотоциклов в Коврове отказались…
Символ города
Местные краеведы давно мечтают о специализированном музее. Пока есть экспозиции в городском музее и - в заводском. Но заводские экспонаты в связи с оборонным профилем
«ЗиДа» не могут быть предметом публичного обозрения. Тема эта в юбилейный год обсуждалась в ковровской мэрии.
Речь шла то ли об экспозиции под открытым небом, то ли о памятнике, то ли о «бульваре мотоциклов». Но как быть с хрониками уникальных ковровских зимних мотокроссов, с мемуарами ветеранов мотопроизводства, сотнями фотографий и разнообразных артефактов? В конце концов, одних только моделей мотоциклов за 65 лет сконструировано более тридцати!..
Как бы там ни было, мотомузей в Коврове… уже существует. О нем знают немногие, и дело тут не в военных секретах «ЗиДа».
Это частная коллекция, доступ к которой ограничен. Корреспондент «ВВ» первым среди журналистов посетил «заповедное хранилище».
Владелец мотомузея ‑ фигура не менее примечательная, чем сама музейная коллекция. Его биография органично вплетается и в историю ковровского мотопроизводства, и в хроники мотокроссов. Мотоцикл для него стал неким талисманом, путеводной звездой. И, пожалуй, это лишь отчасти метафоры.
Заповедник
стальных коней
Сейчас у него есть все, что нормальному человеку надо для счастья. Хороший дом, любящая жена, прекрасный ребенок. В доме достаток, средства есть и на жизнь, и на увлечения. Но, как признает Николай Тубаев, путь к этой гармонии материального и духовного благополучия пролег через множество невзгод. А к успеху его привело именно страстное увлечение мотоциклами. И мототуризмом. Сам он называет это путешествиями на мотоциклах, а себя ‑ увлеченным путешественником.
В семейном архиве сотни фотографий, сделанных на Алтае, в Прикаспийской низменности и даже за рубежом ‑ на Ближнем Востоке.
- Для меня фраза «Ковров ‑ город мотоциклов» - не пустой звук. «ЗиД» ‑ отрезок моей биографии и подлинная школа жизни. Несмотря на то, что давно уже в бизнесе, на заводе не работаю, до сих пор вспоминаю годы на ЗиДе с теплотой, - говорил Николай, открывая двери «музея».
Вообще говоря, это гараж. Правда, добротный, с толстенными стенами, состоящий из двух этажей. Солидные ворота с крепкими замками, да еще и сигнализация. Сразу видно: владелец своей сокровищницей очень дорожит.
На первом этаже экспозиция, главным образом, на стенах. Это многочисленные грамоты и фотографии, связанные с мотопроизводством и испытательными мотопробегами. Их дополняют экзотические ятаганы, африканские маски, амулеты - все, что привезено из дальних странствий или подарено друзьями-путешественниками. Почти вся площадь ‑ это реставрационная мастерская, где ожидают второго рождения «стальные кони», в разные годы произведенные на «ЗиДе», а то и на «Заводе имени Киркижа» (так предприятие называлось до войны).
По крутой лестнице поднимаемся на второй этаж. Там в ряд, сверкая никелированными деталями, стоят мотоциклы. Тут и послевоенный К-175В, и первый «Восход», 1965 года выпуска, уже с багажником и наколенными щитками, и «Восход-2», который начали выпускать в 1977-м, и «Восход-3м», с увеличенным бензобаком и фарой с рассеивателем типа «европейский луч».
Предмет особой гордости владельца ‑ раритетные модели, сконструированные в разные годы, но так и не дошедшие до серийного выпуска. Одна из них ‑ мотоцикл для десантников, один из последних государственных заказов, инициированных покровителем Коврова министром Устиновым.
Есть в коллекции и кроссовые мотоциклы, которые индивидуально изготавливались в заводском СКБ в 70-е годы прошлого века. В ту пору ежегодный ковровский зимний мотокросс был на пике популярности. Время проведения ‑ зима ‑ сделало этот турнир уникальным. Нигде в мире никто не решался взяться за организацию подобных соревнований. Это связано с погодой (мороз должен быть бодрящим, но не лютым, а уж совсем плохо, если грянет оттепель), которая напрямую была связана с подготовкой трассы. Ковровчане успешно справлялись с организационными и метеорологическими трудностями.
Мотокроссу посвящен огромный архив. В трех вместительных шкафах программки турниров, сотни черно-белых фотографий давних лет, вырезки из газет, грамоты, призовые кубки и юбилейные значки, даже дневниковые записи участников.
- Все это собирал на протяжении нескольких лет. Начал с обычных сувениров, которые когда-то продавались в Коврове повсюду. Фотографии и документы передали мне участники мотокроссов, со многими из которых был связан по работе и просто дружил. С каждым годом получить свидетельства мотоциклетной славы Коврова все сложнее. На сегодня у меня полный комплект юбилейных медалей за все годы проведения мотокроссов в Коврове. К сожалению, нет полного комплекта памятных значков… Стараюсь узнавать о ковровчанах, которые хранят былые свидетельства. Как правило, относятся к ним как к безделушкам, но бывает, что и немалые суммы запрашивают. Не скуплюсь, если вижу, что предмет действительно имеет историческую ценность. Я и мотоциклы выкупаю, причем по нескольку штук одинаковой модели. Ведь вся эта техника приходит ко мне в нерабочем состоянии. Из трех-четырех, а то и пяти неработающих мотоциклов собираю одну действующую модель.
С чего начинался музей?
- Теперь уже, наверное, и не вспомню. Специально задачи перед собой не ставил. Все как-то само собой пришло. Наверное, я, не осознавая, шел к этому всю жизнь с самого детства, - рассказывает Николай. - На мотоцикле - с 11 лет. Можно сказать, в седле, сколько помню себя. В 70-е в Коврове все мальчишки болели мотоциклами, в гаражах собирались, ремонтировали, собирали, чуть не с нуля из кучи запчастей. Сейчас над гаражным «тюнингом» подсмеиваются, а тогда завысить щитки, увеличить дорожный просвет за счет ввернутых завышек в вилку и наваренных подвесок считал долгом каждый уважающий себя мотовладелец. А уж если кому-то удавалось устроиться на работу в мотопроизводство, то ему был, как теперь выражаются, респект. Слова «испытатель мотоциклов» звучали, как музыка…
В 1993 году произошла встреча, которая, как я понял потом, изменила всю мою дальнейшую судьбу. Приятель из городской станции юных техников в разговоре поделился: «На завод собираются приехать представители столичного журнала «МОТО».
В пробеге, организованном журналом «МОТО», участвовал ковровский испытатель. Он-то и организовал мне встречу. Поводом к ней послужил мой самодельный спортивный мотоцикл «Роберт».
Я приехал на нем - начищенный до блеска сам и на таком же начищенном до блеска мотоцикле. Впечатление на столичную публику произвел. Меня фотографировали, как топ-модель, впоследствии вышла статья с фотографиями в столичном журнале «МОТО» и немецком «MOTORRAD»… Главным образом, представителей «МОТО» интересовали мои познания в области испытания мототехники.
Корреспондент подготовил серию заметок, в каждой из которых я проводил испытания и рассказывал об особенностях работы двигателя. Все, что я говорил, записывали, а меня ‑ фотографировали. Тогда-то у меня и начал скапливаться собственный архив фотографий и прочих свидетельств, связанных с нашими мотопроизводством и кроссами.
В кризисные 90-е Николаю пришлось сменить профессию испытателя мотоциклов на предпринимательское поприще. В бизнесе он преуспел, но увлечению юности ‑ мотоциклам ‑ хранит верность. Главным делом жизни считает мотопутешествия.
- Со временем я понял, что возможно если не все, то очень многое. И совершенно необязательно, что такой не совсем обыкновенный стиль жизни может кому-то мешать, досаждать. Жизнь сама подсказала пути и способы преодоления трудностей и нахождения некоего смысла. Или смыслов, если угодно… Подругу жизни, кстати, я нашел на одной из мотоциклетных тусовок, которые посещаю достаточно часто. У нас растет малышка, и, думаю, в ближайшее время она так же, как и жена, будет чувствовать себя на мотоцикле уверенно и комфортно.
При расставании с Николаем неожиданно вспомнилась фраза из культового романа: «Если ты чего-нибудь хочешь по-настоящему, то вся Вселенная поможет тебе». Несбывшейся для него пока осталась лишь мечта о настоящем музее мотоциклов в Коврове, но «если ты чего-нибудь хочешь»…