2 сентября 2011 в 03:18

Судьба солдата Победы

 Сегодня свой 85-летний юбилей отмечает фронтовик,  активный участник военно-патриотической пропаганды, член Союза журналистов СССР  полковник в отставке Виктор Петрович Буланцов Его судьба и жизненный путь схожи с судьбой миллионов сверстников, родившихся в середине 20-х годов прошлого столетия. Крестьянский сын из многодетной семьи, сначала - единоличников, затем - колхозников, он на своем веку повидал и познал многое. 
Все мы вышли из народа
«Помню, - говорит он, - с каким трудом родители обрабатывали свой земельный надел, чтобы собрать мало-мальский урожай для пропитания». В памяти ярко остались перегибы первых шагов коллективизации и колхозной жизни. Родители его матери были отнесены в разряд так называемых «подкулачников» с вытекающими последствиями. Закрытие церкви, приход которой составляли село и три деревни. Снятие с храма крестов и колоколов при стоне и плаче сотен верующих прихожан. А в период богоборчества - арест и ссылка в Сибирь его дедушки по отцу Якова Лукича Буланцова, бывшего унтер-офицера царской армии, потом - церковного старосты. Без него жить стало труднее.
У матери будущего советского офицера Анастасии Васильевны и отца Петра Яковлевича было девятеро детей. Выжили, выросли семеро - тоже большая орава. Их с малых лет родители приучали к труду личному и общественному. Огород в тридцать соток требовалось вскопать, засадить картошкой и зеленью вручную. Потом обработать (благо колорадских жуков в Россию еще не завезли). И так из года в год. Виктор среди детей был по возрасту вторым. Потому выполнял домашние работы в основном он со старшим братом Иваном. В летние и зимние каникулы наравне со взрослыми работал в колхозе, в котором отец был счетоводом. Он-то и направлял детей на колхозные работы в расчете получить дополнительный «трудодень».
Отец умер рано. Мать, оставшись с детьми одна, все делала для того, чтобы ребята учились, ходили в школу, благо, что та имелась в родном селе Незнаново, что на Рязанщине. Плохо обстояло дело с детской экипировкой. Поношенную одежонку передавали друг другу, от старших к младшим. Один сезон Виктору, по его признанию, пришлось ходить в школу в лаптях, которые нынешняя молодежь может увидеть только в музее. А тогда это было не диковинкой, не зазорностью.
Житейские невзгоды не ожесточили сердце Виктора Петровича, не посеяли в душе отчужденности к обстановке в стране. Наоборот, он считает, что именно советская власть выручила и спасла многодетную семью Буланцовых. Несколько лет мать получала от государства на детей пособие по две тысячи рублей ежегодно. Деньги по тем временам приличные. На них-то, главным образом, кормились, одевались и обувались. Все семеро детей окончили среднюю школу. Четверо из них получили высшее образование, в том числе в престижных столичных вузах.
Родина зовет!
В армию семнадцатилетний Виктор Буланцов был призван прямо из десятого класса Незнановской средней школы в конце 1943 года. К тому времени его старший брат Иван Петрович в качестве механика-водителя тяжелого танка KB воевал с фашистами на Днепре и был награжден медалью «За отвагу». Вместе со сверстниками из Рязанской области Виктор был направлен на Дальневосточный фронт. Попал в 214-й стрелковый полк 12-й стрелковой дивизии. Полк стоял на территории Амурской области. Условия солдатской жизни и боевой учебы были суровыми. Подразделения располагались в землянках. Трескучие морозы. Питание скудное. На ногах - ботинки и обмотки. Тепло в землянках еле поддерживали самодельные печки, так называемые «буржуйки», из железных бочек.
- Но мы, - вспоминает ветеран, - ничуть не роптали. Понимали, что на западе уже два с лишним года идут кровопролитные бои против немецко-фашистских захватчиков, и все лучшее страна отдает действующему фронту.
Комсомолец Буланцов во всех отношениях был примерным солдатом, отличником боевой и политической подготовки. Ему было присвоено воинское звание ефрейтора. Комсомольцы роты избрали его своим комсоргом. Коммунисты приняли кандидатом в члены партии.
- С самого начала пребывания на Дальнем Востоке, - продолжает Виктор Петрович, - я и все мои сослуживцы догадывались, что нам предстоят боевые действия, что война против Японии неизбежна и близка. К началу боевых действий на Дальнем Востоке наш стрелковый полк сосредоточился на берегу Амура в районе Константиновки, что южнее Благовещенска. Вечером 8 августа 1945 года состоялось совещание партийного актива, на котором присутствовал и я, комсорг роты. Хорошо помню посуровевшие лица командира полка подполковника Колбасина, офицеров штаба и всех собравшихся коммунистов. Каждый понимал историческую важность предстоявших событий. «Мы, воины-дальневосточники, - сказал заместитель командира полка по политчасти майор Винер, - долго ждали этого дня. Час расплаты с самураями настал».
Утром 9 августа в составе 2-го Дальневосточного фронта полк приступил к форсированию Амура. Пехоту поддерживала артиллерия. Она подавила многие огневые точки противника. Не дожидаясь, когда бронекатер причалит к берегу, младший сержант Михалев, рядовой Пальцев и ефрейтор Буланцов прыгнули в воду и с криком «Ура!» бросились на японские траншеи. Стреляя на ходу из автомата, Виктор прыгнул во вражескую траншею. Первое, что он увидел, - осевшее и скрюченное тело убитого самурая. Перешагнув труп, заметил другого японца. Прячась за изгибом траншеи, он целился в ефрейтора. Буланцов инстинктивно отпрянул в сторону. Пуля прожужжала мимо. Второй выстрел самураю сделать не удалось - издав дикий вопль, японец, скошенный автоматной очередью, упал на дно траншеи. Бой продолжался недолго. Лишь немногим вражеским солдатам удалось уйти.
В бою побеждает отважный
С наступлением темноты батальон двинулся в направлении города Суньу. По данным разведки, в нем находился небольшой японский гарнизон. Было приказано взять город с ходу. В память ветерана врезалось, как растянувшаяся по дороге длинной змейкой колонна медленно продвигалась вперед. Лил дождь. Ноги увязали в грязи. Обмундирование промокло до нитки. От бессонницы и усталости слипались глаза. Но бойцы крепились. Знали: впереди враг - будет еще труднее.
К окраине Суньу подошли перед рассветом. Город казался вымершим. Надо было узнать, есть ли в нем японцы и каковы их силы. В разведку направилось несколько групп. В одной из них был Виктор Буланцов. «Помню, - говорит он, - мы сошли с дороги и, минуя лощину, подошли к одиноко стоявшей фанзе. Из ее окон еле-еле пробивался свет. Осмотрелись. Ничего подозрительного. Несколько автоматчиков залегли. Младший сержант Михалев и я подползли к окнам. Еще раз прислушались. Дверь оказалась незапертой. Вошли. С циновки вскочила молодая женщина с ребенком. К нашему счастью, она немного знала русский язык. Рассказала, что еще вечером японские солдаты взорвали предприятия, забрали с собой молодых китайских мужчин, лошадей и ушли. Об этом мы и доложили своему командованию. А в это время второй батальон полка, следовавший параллельной дорогой, принял бой. Мы пришли ему на помощь».
Те бои полковник Буланцов помнит, как будто они происходили вчера. В полосе наступления взвода яростно огрызался вражеский пулемет, установленный над небольшим обрывом. Он заставил красноармейцев залечь. Стоило кому-либо приподняться или потревожить кустарник, как пулемет сразу же оживал. Уничтожить его было приказано отделению младшего сержанта Михалева. Пополнив боекомплекты, бойцы поползли навстречу вражеской огневой точке. Удалось продвинуться метров на сто. Но дальше ползти было невозможно - каждый, кто высовывался из кустов или травы, становился объектом прицельного огня. Одним из первых был тяжело ранен командир отделения. «Командование отделением принимаю на себя!» - помня требования воинского устава, крикнул ефрейтор Буланцов. Он приказал одному из бойцов остаться с Михалевым, а сам с гранатой в руке пополз вверх. За ним цепочкой ползли остальные солдаты. Используя складки местности, удалось приблизиться к вражескому пулемету. В самураев сразу полетело несколько гранат. Пулемет захлебнулся и умолк.
Ближе к ночи обнаружилось, что в отделении отсутствует земляк Виктора Буланцова рядовой Пальцев. Оказалось, что он, тяжело раненный, лежал в травяных зарослях. Буланцову и еще двум бойцам пришлось вытаскивать его на плащ-палатке. Потом, находясь в Ташкенте в эвакогоспитале, земляк прислал Виктору несколько писем с благодарностью за спасение.
Проходили дни. Японцы откатывались на юг. 214-му стрелковому полку было приказано во взаимодействии с другими частями дивизии овладеть городом Бэйань. Но путь к городу преграждала глубоководная река. Произвести разведку было приказано отделению ефрейтора Буланцова. Подошли к берегу реки. Осмотрелись. Противника нигде не видно. Мост, как и предполагал комбат, был взорван. Стали искать брод. Группу бойцов Буланцов направил в одну сторону от разрушенного моста. Сам с оставшимися двинулся в другую. Осторожно раздвигая кусты, бойцы шаг за шагом шли вдоль заросшего берега, пытаясь обнаружить противника. А он притаился совсем рядом, в сотне метров от моста, устроив красноармейцам засаду. Командир отделения успел сделать несколько коротких очередей, и его автомат заглох - разрывная самурайская пуля разворотила магазин. Буланцов метнул гранату, затем - вторую. Ему вторили подчиненные. Японцы не ожидали такого яростного натиска наших разведчиков. Оставляя убитых и раненых, уцелевшие бросились в реку. Подразделения полка форсировали реку. Оказавшись на равнине, продолжали преследовать врага до самого города Бэйань, гарнизон которого капитулировал.
В одном из боев Виктор Буланцов был ранен. Несколько дней провел в лазарете и снова вернулся в строй. За умелые действия в боевой обстановке его наградили орденом Славы III степени и Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Как в ней сказано, «за успешную мобилизацию комсомольцев и армейской молодежи на разгром японских империалистов и личную отвагу в бою». Несколько позже он был удостоен китайской и монгольской наград. Фотографию воина-коммуниста и корреспонденцию о его боевых делах поместили в газете 12-й Амурской стрелковой дивизии. Ему было присвоено воинское звание младшего сержанта, а затем и сержанта. Он был назначен помкомвзвода.
Офицерскую службу выбрал сознательно
После разгрома Германии и Японии демобилизация последних военных призывных возрастов затянулась. В советских Вооруженных cилах происходили структурные изменения. Сержант Буланцов оказался в авиации. Сначала в 53-й ШМАС (школе младших авиаспециалистов) под Читой. Затем пожелал стать офицером, связать свою судьбу с судьбой нашей армии. Окончил Рижское военно-политическое училище ВВС со штурманским уклоном. При распределении был направлен в Прикарпатский военный округ в 486-й истребительный авиационный полк 279-й истребительной авиадивизии. Здесь его избрали секретарем комсомольского бюро (комсоргом) полка. Из многих комсомольских дел, имевших место при его участии, одним из важных считает нахождение в историческом формуляре полка имени летчика-комсомольца младшего лейтенанта Леонида Бутелина, совершившего в первые дни Великой Отечественной войны воздушный таран. Виктор Петрович, можно сказать, поднял героя-летчика из забвения. С согласия командования полка написал письмо К.Е.Ворошилову с просьбой о посмертном награждении бесстрашного авиатора. Леонид Бутелин был удостоен ордена Красного Знамени. А в клубе авиагарнизона на видном месте появился портрет героя.
Через год, как активного военкора, лейтенанта Буланцова перевели на службу в редакцию газеты 57-й Воздушной армии. В газете «Крылья Родины» вел комсомольско-молодежную тематику. Потом получил должность ответственного секретаря редакции газеты 53-го смешанного авиакорпуса «Воздушный часовой». После семи лет журналистской работы был переведен на устную пропаганду. Был старшим инструктором по пропаганде и военно-массовой работе в авиагарнизоне Кубинка. Там же, в 9-й истребительной авиадивизии, занимал должность пропагандиста политотдела соединения, начальника вечернего университета марксизма-ленинизма. Сам за эти годы кроме военно-политического училища окончил исторические факультеты учительского и педагогического институтов, курсы при Военно-политической академии им. В.И.Ленина, адъюнктуру. Службу закончил в должности старшего преподавателя социально-экономических дисциплин Центральных офицерских курсов Главного полит­управления. Службу, которой отдал 30 лет, проходил в восьми регионах СССР, в том числе в Приамурье, Забайкалье, на Сахалине и Камчатке. Все годы офицерской службы трудности армейского быта с ним разделяла жена Мария Егоровна - его одноклассница, выпускница Московского инженерно-экономического института, верная подруга, вырастившая двоих детей, постоянно работавшая в военно-строительных организациях авиационных гарнизонов.
Молодежь
должна равняться
на подвиги героев
После армии В.Буланцов 32 года отработал на «гражданке» во Владимире, в том числе референтом областной организации общества «Знание» и консультантом Дома политического просвещения обкома КПСС. В 1977 году был принят в члены Союза журналистов СССР. За эти годы удостоен многих наград союзных, республиканских и местных организаций. В частности, награжден двумя Почетными грамотами губернатора Владимирской области. Он до сих пор активно участвует в военно-патриотической работе. В последнее время опубликовал во владимирских газетах около 50 очерков и корреспонденций на военную тематику.
Эту тематику начал в газете «Призыв» с героев Гражданской войны: начдив В.И.Чапаев, комбриг С.М.Патоличев, комиссары П.С.Батурин и А.В.Белышев. Затем перешел к пропаганде владимирцев - участников Великой Отечественной войны. Героями его очерков были Герои Советского Союза Ф.С.Шмырин, И.М.Гусев, В.В.Мясников, А.С.Шорников. Несколько корреспонденций опубликовал в газете «За правое дело». Став официально внештатным корреспондентом газеты «Владимирские ведомости», сосредоточился на этом издании. При этом пишет о фронтовиках исключительных судеб. Это ныне здравствующие гвардии полковники Петр Пашук и Ефим Свищев, принявшие бой с фашистами в первый же день войны, утром 22 июня 1941 года и пережившие 1418 дней и ночей в огне сражений. Это кавалеры ордена Славы двух степеней гвардейцы Иван Филатов и Николай Соколов. Это поистине легендарный командарм генерал-лейтенант Алексей Данилов. Наконец, это признавший Владимирщину своей второй родиной Маршал Советского Союза Кирилл Мерецков.
Полковник Буланцов является соавтором нескольких книг на военно-патриотическую тематику. В минувшем году при его активном участии вышел сборник «Поиск. Никто не забыт, ничто не забыто» (первый выпуск), получивший высокую оценку члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ генерал-полковника юстиции, доктора наук, профессора Александра Николаевича Савенкова. В эти дни вышел второй, существенно дополненный, выпуск этого сборника. Скажу откровенно, он подготовлен и увидел свет благодаря инициативе и настойчивости нашего юбиляра, полковника в отставке Буланцова, а также при финансовой поддержке Владимирского обкома КПРФ и большой группы ветеранов войны.
Горячо поздравляем Виктора Петровича с 85-летием со дня рождения и творческими успехами. Желаем ему доброго здоровья, долгих лет жизни и новых свершений в военно-патриотической работе.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:41 Суздальский аквапарк возобновляет свою работу
На официальном сайте «ГТК Суздаль» появилась информация о том, что 15 декабря аквапарк возобновляет работу после пожара. У надзорных органов запрета на работу комплекса нет, говорится в сообщении.
сегодня в 12:54 Владимирцам рассказали в «Россельхозцентре», для чего применяют гуматы
В современных хозяйствах различные органические удобрения и регуляторы роста становятся все более востребованными средствами для повышения урожайности растений и устойчивости к болезням. Эффективность их зависит от многи…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.