21 сентября 2011 в 01:04

Мирный, но очень спорный атом под Муромом

Фото: Александра ИЗВЕСТКОВА.
Планы строительства атомной электростанции близ Монаково на территории Навашинского района Нижегородской области в очередной раз стали предметом оживленных дискуссий. И вот на этот раз проблемную тему решила всерьез затронуть Российская академия естественных наук (РАЕН). Она организовала во Владимирском филиале РАНХиГС семинар «Перспективы развития атомной энергетики в России. Муромский вариант», который состоялся 17 сентября.  


Разнородный
состав участников
Персонально организацию и ведение семинара взял на себя адъюнкт РАЕН Кирилл Николенко. Приглашены были эксперты в области атомной энергетики и экологии, политики и государственные служащие, эксперты в области социальных и политических процессов, представители общественности и средств массовой информации.
Среди сушателей был и директор департамента природопользования Алексей Мигачев.
Надо сказать, для конструктивного обсуждения состав получился уж очень разнородный: эксперты из совершенно разных областей. Плюс общественность, которая была представлена не менее чем двумя десятками участников движения, которое так и называется «Нет АЭС в Монаково!». Учитывая название и деятельность движения, кстати, усиленного и местными политиками, можно было предположить, как протестно настроенные муромцы воспримут аргументы ученых в пользу ядерной энергетики.
Аргументы
«за»
Выступления экспертов по мирному атому преобладавшие в зале участники муромского движения слушали молча, но это было, как оказалось, настороженное молчание. В то же время РАЕН обеспечила участие крупных имен: первого заместителя директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Рафаэля Арутюняна и научного руководителя работ по топливному циклу ядерных энергетических установок Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники имени Н.Доллежаля Валентина Иванова. Правда, Рафаэль Арутюнян общался с аудиторией во Владимире по принципу видеоконференции из Москвы.
И он, и Валентин Иванов высказали принципиальную позицию ‑ за перспективное развитие ядерной энергетики, с учетом усиления в ней мер безопасности. Рафаэль Арутюнян с научной позиции посчитал число погибших и объем вреда от традиционной энергетики и атомной. У него получилось, что даже с учетом Чернобыля атомная энергетика менее опасна, но куда более эффективна. Валентин Иванов говорил о разработке еще более безопасных реакторов ‑ он этим и занимается.
Аргументы
«против»
Симпатии большинства в зале проявились, когда стали выступать эксперты, возражающие против строительства АЭС в Монаково. Одобрительные аплодисменты сопровождали выступления доктора технических наук из Муромского института ВлГУ Олега Кузичкина и эколога-антиядерщика из Москвы Андрея Ожаровского.
О.Кузичкин осветил тему карстов на территориях, где «Росатом» планирует строить АЭС близ Мурома. Он еще раз рассказал об уже известных фактах гигантских провалов почвы, вызванных процессами в карстах, о том, как трудно прогнозировать эти процессы. Говорил он и том, как несостоятельны доводы специалистов, считающих, что слой глины достаточен и реакторы будущей АЭС будут на твердой почве. А другие сооружения, а коммуникации? - задается вопросами Олег Кузичкин, непосредственно занимавшийся разработкой аппаратуры для слежения за процессами в карстовых образованиях. Однако профессор Кузичкин скромно называет себя неспециалистом в области ядерной безопасности, но вывод после его выступления таков: любой крупный объект в этих местах обречен на опасность провала вглубь земли. Так что место не подходит для АЭС.

Физик-атомщик и эксперт экологического объединения «Беллона» Андрей Ожаровский - яркий оратор, выступающий против развития ядерной энергетики в принципе. От него пошли аргументы, противоположные тем, что высказывали специалисты по атомной энергетике: что Европа и США близки к отказу от «мирного атома»; что вред от аварии на японской «Фукусиме» намного больше предполагаемого; что у живущих у ядерных станций детей в два раза выше шанс заболеть лейкемией. И хотя Валентин Иванов потом опроверг часть этих аргументов, Ожаровский все равно «остался на коне», учитывая настроение большинства аудитории. И приветствовал «развитие антиядерного движения в Муроме».

Как выражать
протест
А потом началась общественно-политическая часть дискуссии. Откровенно враждебно встретили участники муромского движения выступление психолога Георгия Жаркова, кстати, немало работавшего в Муроме. Он доказывал, что в движении против АЭС в Монаково большую роль играет миф как объединяющее начало для местного сообщества, этноса. Даже если это и так, трудно было ожидать, что активистов движения, прибывших на семинар во главе со своим лидером Василием Вахляевым, устроят такие речи.
Так что ведущему Кириллу Николенко не без труда удавалось удержать семинар в рамках приличной дискуссии. Думаю, немногочисленным сторонникам развития атомной энергетики пришлось бы выдержать еще более нелестные высказывания, если бы и Арутюнян, и Иванов хоть словом обмолвились в пользу АЭС в Монаково. Но они вообще ничего не сказали именно о деталях этого проекта. А поскольку и представителей «Росатома» на семинаре не было, то эта позиция так и осталась невыясненной.
Затем на семинаре зазвучали аргументы, которые показывают, что властям надо как-то разруливать, а не подвешивать в воздухе проблему АЭС в Монаково. Число подписей против АЭС удвоилось в этом году. Раньше звучала цифра 35 тысяч, теперь уже 60 тысяч. Почти всем местным партийцам из разных партий пришлось соединиться в движении ‑ народ требует.
Лидера движения и других активистов - членов «Единой России» не смущают замечания, что их региональное отделение так и не высказало позицию по отношению к АЭС в Монаково.
К удивлению политолога Романа Евстифеева, движение почему-то не использует политический способ решить проблему, применяя возможности партий, особенно «партии власти», депутаты от которой преобладают в областном ЗС и Госдуме.
На семинаре только лидер регионального отделения партии «Яблоко» Дмитрий Кушпита заявил от имени всей партии, что «люди важнее киловатт-часов», то есть оно против АЭС под Муромом.
Роман Евстифеев напомнил и о другом легальном способе ‑ референдуме. Однако лидеры движения «Нет АЭС в Монаково!» не приемлют этот шаг, говоря, что местный референдум не будет иметь значения по отношению к проекту федерального уровня, к которому относится и строительство АЭС. И хотя сама подготовка к референдуму, формулирование вопроса для него явно произвели бы впечатление на федеральную власть, идею референдума в движении не считают перспективной. Тем не менее Роман Евстифеев и участники движения «Нет АЭС в Монаково!» нашли общий язык: если население Мурома не хочет иметь вблизи от себя АЭС, то никаких других аргументов более и не нужно. Не хотят, и все! Но как представить это мнение именно как позицию большинства жителей города и района? «Партизанскими методами» или прямым политическим способом? Эти вопросы семинар РАЕН вновь поставил, но ответы еще надо найти. Как и другие ‑ о позиции «Рос-атома», правительства, «партии власти» и так далее.
Так что Кирилл Николенко завершил четырехчасовой разговор предположением о том, что он далеко не последний.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:29 В 2024 году владимирские спасатели вызволили из огня 161 человека
Об этом сообщил 26 декабря на своей пресс-конференции начальник ГУ МЧС России по Владимирской области Алексей Купин. На ней были подведены итоги работы ведомства, а также состоялось награждение журналистов за освещение д…
вчера в 18:15 Водитель из Владимира отправлен в колонию на 7 лет за насмерть сбитого пешехода
ДТП произошло в мае 2024 года. на "пекинке" в районе улицы Растопчина. Престарелая женщина переходила федеральную трассу вместе с дочерью по нерегулируемому пешеходному переходу. Притормозили все, кроме 40-летнего автолю…